Значение КОСТОМАРОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое КОСТОМАРОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ

Николай Иванович [4(16).5.1817, село Юрасовка, ныне Ольховатского района Воронежской области, - 7(19).4.1885, Петербург], украинский и русский историк, этнограф, писатель, критик. Родился в семье русского помещика, мать - крепостная украинская крестьянка. Окончил Харьковский университет (1837). Общественно-политические и исторические взгляды К. формировались под влиянием И. И. Срезневского , Д. Н. Бантыш-Каменского , Н. А. Марковича и др. В 1841 подготовил магистерскую диссертацию 'О причинах и характере унии в Западной России', которая была запрещена и уничтожена за отход от официальной трактовки проблемы. В 1844 защитил диссертацию 'Об историческом значении русской народной поэзии'. С 1846 профессор Киевского университета по кафедре истории. Один из организаторов (вместе с Т. Г. Шевченко и др.) тайного Кирилло-Мефодиевского общества и авторов его устава и программы. В обществе К. занимал правые позиции. В 1847 общество было разгромлено; К. арестован и после годичного заключения сослан в Саратов. До 1857 служил в Саратовском статистическом комитете. В Саратове К. познакомился с Н. Г. Чернышевским.

В 1859-62 профессор русской истории Петербургского университета. Арест, ссылка, работы по истории народных движений ('Богдан Хмельницкий и возвращение Южной Руси к России', 1857; 'Бунт Стеньки Разина', 1858) создали К. широкую известность. К. был одним из организаторов и сотрудников украинского журнала 'Основа' (1861-62), выходившего на русском и украинском языках. А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов поддерживали К. по вопросам, касающимся прав украинского народа на развитие своей культуры, его борьбы с польскими дворянско-буржуазными шовинистами и т. д.; вместе с тем критиковали К. за либеральную ограниченность и его религиозный мистицизм.

В 1862 К. отказался поддержать протест против ссылки проф. П. В. Павлова , что возмутило передовых студентов, и он вынужден был уйти из университета. Произошёл разрыв и с Н. Г. Чернышевским и более тесное сближение К. с либеральными националистическими кругами. Важнейшие вопросы русской и украинской истории К. толковал с позиций буржуазной историографии. Его теория 'двух начал' - вечевого и единодержавного - идеализировала прошлое украинского народа. Идея об исключительных особенностях Украины, о её 'бесклассовости' и 'безбуржуазности' обусловила обращение К. к этнографическому материалу как основному, по его мнению, для раскрытия истории народа. Однако понимание К. истории народа было ненаучным: он не касался её экономических сторон.

Выступал как поэт-романтик (сборники 'Украинские баллады', 1839, 'Ветка', 1840). В драмах 'Савва Чалый' (1838), 'Переяславская ночь' (1841) в националистическом духе изображена национально-освободительная борьба украинского народа. Повести К. 'Сорок лет' (1840), 'Сын' (1865), 'Холоп' (1878), 'Черниговка' (1881) и др. написаны на русском языке. К. - один из первых украинских литературных критиков.

Соч.: Собр. соч., т. 1-21, СПБ, 1903-06; Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей, 7 изд., т. 1-3, П., 1915; Автобиография, М., 1922; Твори, т. 1-2, Киiв, 1967; Науково-публiцистичнi и полемiчнi писания, Хар., 1928.

Лит.: Очерки истории исторической науки в СССР, т. 2, М., 1960, с. 128-46, 567-78; Полухiн Л. К., Формування icторичних подглядiв Н. I. Костомарова, К., 1959; Icторiя yкpaiнськоi лiтератури у 8 тт., т. 2-3, К., 1967-68.

А. Г. Беспалова, В. Я. Герасименко.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.