Значение КОНЁНКОВ СЕРГЕЙ ТИМОФЕЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

КОНЁНКОВ СЕРГЕЙ ТИМОФЕЕВИЧ

Сергей Тимофеевич [28.6(10.7).1874, деревня Караковичи, ныне Ельнинский район Смоленской области, - 9.10.1971, Москва], советский скульптор, действительный член ЛХ СССР (1954), народный художник СССР (1958), Герой Социалистического Труда (1964). Родился в крестьянской семье. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892-96) у С. И. Иванова и С. М. Волнухина и в петербургской АХ (1899-1902; действительный член с 1916). Экспонент 'Мира искусства' и член Союза русских художников . В ранний период в произведениях жанрово-повествовательного характера ('Камнебоец', бронза, 1898, Третьяковская галерея) и нескольких более поздних работах, отмеченных поисками монументально-обобщающих образов ('Самсон', гипс, 1902, не сохранился), К. стремился передать свои размышления о тяжёлой жизни родного народа и его порыве к борьбе за свободу. К. участвовал в революционных событиях 1905 в Москве, выполнил несколько обобщённо-символических по характеру портретов участников Революции 1905 ('Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин', мрамор, 1906, Музей Революции СССР, Москва; 'Атеист', песчаник, 1906, Мордовская картинная галерея им. Ф. В. Сычкова, Саранск). С середины 1900-х гг. для творчества К. характерны преимущественно фольклорно-сказочные образы ('Стрибог', 1910, Третьяковская галерея; 'Еруслан Лазаревич', 1913, Серпуховской историко-художественный музей; оба- дерево), переработка мотивов русской народной деревянной скульптуры, тема классически совершенного, гармоничного человека, в значительной мере навеянная искусством античности и Возрождения , но тесно связанная с поисками национальных эстетических и этических идеалов ('Нике', 1906, 'Юная', 1916,- обе мрамор, Третьяковская галерея). В этот период К. создал ряд портретов, в том числе композиции, посвященные великим музыкантам прошлого ('Бах', мрамор, 1910, собрание Н. Ф. Микули, Москва; 'Паганини', несколько вариантов). В первые годы Советской власти К. участвовал в осуществлении плана монументальной пропаганды (мемориальная доска 'Павшим в борьбе за мир и братство народов', цветной цемент, 1918, в открытии участвовал В. И. Ленин; группа 'Степан Разин со своей ватагой', дерево, 1918-19; ныне обе в Русском музее, Ленинград). В 1924-45 жил в США; работал главным образом над портретами ('А. М. Горький', бронза, 1928, Музей А. М. Горького, Москва; 'И. П. Павлов', 1930, 'Ф. М. Достоевский', 1933, - оба гипс, Русский музей). Во 2-й половине 40-60-х гг. К. выполнил большое число портретов, отличающихся психологической проникновенностью и совершенством пластических решений ['Ниночка', 1951, Русский музей; 'Никос Белояннис', 1951, Саратовский художественный музей им. А. Н. Радищева; 'М. П. Мусоргский', 1953, Горьковский художественный музей; автопортрет, 1954, Третьяковская галерея (Ленинская премия, 1957); все - мрамор], а также ряд станковых и монументальных композиций ['Освобожденный человек' ('Самсон'), гипс, 1947, Русский музей; группы и рельефы Музыкально-драматического театра в Петрозаводске, цемент, бронза, 1953- 1954]. Государственная премия СССР (1951). Награжден 2 орденами Ленина и медалью.

Соч.: Слово к молодым, [М.], 1958.

Лит.: Каменский А., Коненков, [М., 1962]; Кравченко К., С. Т. Коненков, М., 1967.

А. А. Каменский.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.