цирковой жанр. Состоит из комических сценок, исполняемых клоунами, вносящими в них приёмы эксцентрики и буффонады.
Истоки К. - в народных фарсах. Традиционная маска Белого клоуна взята из итальянской комедии дель арте, французского и английского площадного театров, Рыжего клоуна - от народных шутов и внешне неловкого и неуклюжего униформиста, пародирующего номера артистов. На конфликте, возникающем между нарядным и самоуверенным Белым клоуном и неловким, нелепым Рыжим клоуном, строится так называемое антре, в котором победителем обычно бывает Рыжий.
Клоуны участвовали в представлениях наездников и канатоходцев в 17-18 вв. В первом стационарном цирке Астлея (Лондон, 1780) выступал комик Б. Саундерс, игравший роль наездника-неудачника. В 1834 в цирке Франкони дебютировал Ж. Б. Ориоль, соединивший сложные акробатические упражнения с комическими приемами. В дальнейшем клоуны широко использовали в выступлениях дрессированных животных, акробатику, музыкальные инструменты. Номера К. приобретали постепенно сатирическое и публицистическое звучание. Это было особенно характерно для русских клоунов А. Л. и В. Л. Дуровых и В. Е. Лазаренко .
Клоунов разделяют на: соло-клоунов (исполняющих монологи, разыгрывающих моноскетчи, показывающих акробатические трюки и дрессированных животных), 'ковёрных' клоунов, клоунов-буфф, работающих вдвоём, втроём или группой. Первыми клоунами-буфф были Футит и Шоколад во Франции, С. С. Альперов и Бернарде (Б. М. Мухницкий) в России. В русском дореволюционном цирке получили известность клоунские дуэты - Лепом и Эйжен (Е. Пиллатт), братья Костанди, особое место заняли 'Бим-Бом' - музыкальные клоуны-эксцентрики.
В советском цирке для К. характерны усиление сатирической и публицистической направленности репертуара, соединение острой буффонады с психологической разработкой характеров. Среди крупнейших советских клоунов: В. Г. и Ю. В. Дуровы, Д. С. Альперов, Мишель (М. П. Калядин), Макс (М. И. Федоров), братья Лавровы, братья Танти, братья Кольпетти, С. Ф. Крейн, Роланд и Коко (К. П. Плучс и А. Ф. Лутц), Карандаш , О. К. Попов , Ю. В. Никулин и М. И. Шуйдин, Л. Г. Енгибаров , Б. П. Вяткин, К. А. Берман, А. Н. Николаев и др.
Лит.: Кузнецов Е., Цирк, М. - Л., 1931: Румянцев М., На арене советского цирка, М., 1954; Радунский И. С., Записки старого клоуна, М., 1954; Дмитриев Ю. А., Советский цирк, М., 1963; его же. Советский цирк сегодня, М., 1968; Реми Тристан, Клоуны, пер. с франц., М., 1965; Ардов В., Разговорные жанры на эстраде и в цирке, М., 1968; Искусство клоунады, М., 1969.
Ю. А. Дмитриев