(от кино ... и итал. studio - изучение; комната для занятий), предприятие по производству кинофильмов, сочетающее художественно-творческие и производственно-технические процессы.
Советская К. является предприятием с завершенным циклом производства, обеспечивающим весь процесс создания кинокартины от сценария до фильмокопии . В зависимости от характера выпускаемых фильмов различают К.: художественных фильмов, документальных фильмов, научно-популярных и учебных фильмов, мультипликационных кинокартин. Основное производственное звено на К. - съемочная группа. Она объединяет на период постановки фильма, наряду с режиссером-постановщиком, актерами, художниками, операторами, звукооператорами, звукооформителями и музыкантами, инженерно-технических работников и рабочих различных специальностей, гримеров, монтажеров, специалистов по комбинированным киносъемкам и многих других. Сценарный отдел выполняет работу по подготовке сценария, начиная с заказа его автору до окончательной редакции текста фильма. В течение подготовительного периода подбираются актеры, делаются эскизы декораций, костюмов, выполняются другие работы. Цеха и мастерские К. готовят костюмы, мебель, реквизит и все необходимые приспособления для съёмок. Во время съёмочного периода (см. Киносъёмка ) большой объём работ выполняют: отдел декоративно-технических сооружений, цеха съёмочной техники, звукотехнический, светотехнический, комбинированных съёмок, монтажа и обработки фильмов (обработка киноплёнок и изготовление фильмокопий законченных производством фильмов). Существенное значение для работы К. имеет планировка её территории и помещений. Большая часть съёмок художественных (игровых) фильмов проводится в съёмочных павильонах (см. Павильон киносъёмочный ), являющихся основными производственными помещениями К. Они оснащаются различного рода приспособлениями для механизации трудоёмких работ и специальным электрооборудованием; стены и потолки покрываются звукопоглощающим материалом. Оборудование рабочего потолка (система колосниковых переходов, подвесных электроталей и мостков) служит для крепления элементов декораций, подъёма осветительной аппаратуры, подвески фонов, а также для монтажа подвесных осветительных лесов. Размеры павильонов - от 200 до 5000 м 2 при высоте от 6 до 25 м. Многие съемки проводятся также на специальных площадках и в бассейнах при К. и вне К. (натурные съемки). Для этих съемок используется передвижное оборудование. Многочисленные технологические операции осуществляются в аппаратных записи и перезаписи звука, монтажных комнатах, на специализированных установках для комбинированных съёмок. Контрольные просмотры отснятого материала, в том числе во время монтажа фильма, проводятся в просмотровых залах К.
К. документально-хроникальных фильмов по структуре и оснащению отличаются от К. художественных фильмов. Основной вид съёмок на таких К. - натурные съёмки. К. научно-популярных и учебных фильмов сочетают в производственной работе методы, характерные при создании как игровых художественных и документальных, так и мультипликационных фильмов. Специфическая особенность производства научно-популярных, учебных и технических фильмов - широкое применение скоростной киносъёмки , микрокиносъёмки, подводной киносъёмки и др. На К. мультипликационных фильмов используются одно-плановые и многоплановые мультипликационные станки , специализированные съёмочные киноаппараты. К. выпускают также телевизионные фильмы по заказам студий телевидения.
Наиболее крупные советские К. находятся в Москве, Ленинграде, Киеве, Минске, Тбилиси, Ташкенте, Риге, Одессе. При большом объёме производства для улучшения
художественно-творческого руководства съёмочными группами создаются творческие объединения, которые несут ответственность за выполнение производственного плана и качество фильмов. Художественный совет К., состоящий из ведущих творческих работников, обсуждает сценарии, просматривает отснятый съёмочными группами материал, эскизы декораций и костюмов, прослушивает написанную композиторами музыку, даёт оценку законченному фильму.
Лит.: Коноплёв Б. Н., Основы фильмопроизводства, М., 1969.
Б. Н. Коноплёв, В. Б. Толмачев,