Значение КАМЮ АЛЬБЕР в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое КАМЮ АЛЬБЕР

(Camus) Альбер (7.11.1913, Мондови, Алжир, - 4.1.1960, Вильблевен, Франция), французский писатель, публицист и философ. Родился в семье рабочего. Учился на философском факультете Алжирского университета; занимался театральной и общественной деятельностью, сотрудничал в левой печати, выпустил сборник лирических эссе 'Изнанка и лицо' (1937) и 'Бракосочетания' (1939). В 1934-37 состоял в компартии. В 1938 переехал во Францию; сотрудничал в подпольной газете 'Комба' ('Combat'), которую возглавил после освобождения от нем. оккупации. Повесть 'Посторонний' (1942) и философское соч. 'Миф о Сизифе' (1942), а затем постановки его пьес 'Недоразумение' (1944) и 'Калигула' (1944) принесли К. известность. Принадлежа к кругу Ж. П. Сартра (до их разрыва в 1951), К. благодаря своей публицистике (собрана в 3 книгах 'Злободневных заметок', 1950-58), философско-идеологическому эссе 'Бунтующий человек' (1951), роману-притче 'Чума' (1947), навеянному Движением Сопротивления, мистерии 'Осадное положение' (1948), пьесе о рус. эсерах-террористах 'Праведные' (1950) стал одним из 'властителей дум' мелкобуржуазной интеллигенции Запада, помышлявшей о промежуточном 'третьем пути' в период 'холодной войны'. Мучительные попытки К. оставаться 'вольным стрелком', находясь в гуще общественно-идеологической схватки, но не примыкая ни к одному из борющихся лагерей, сказались в повести 'Падение' (1956), в книге рассказов 'Изгнание и царство' (1957), в 'Шведских речах' (1958; произнесены по случаю присуждения ему Нобелевской премия за 1957).

Философские взгляды К. не отличаются строгой систематичностью и во многом перекликаются с экзистенциалистскими умонастроениями, несмотря на открыто выражавшееся К. несогласие с ведущими мыслителями этого течения. К. исходит из мысли о крахе в 20 в. былых притязаний разума - будь то житейское здравомыслие, рационалистическая теология божественного 'промысла' или наука - постичь порядок и конечный метафизический смысл бытия. Опыт человеческого существования, неминуемо завершающегося смертью, приводит мыслящую личность, согласно К., к открытию 'абсурда' как своего 'вечного удела' на земле. Однако эта истина должна не обезоруживать, а, напротив, пробуждать высшее мужество - продолжать жить вопреки 'хаосу', обходясь без всяких доводов в пользу такого решения. Поначалу единственной ценностью К. провозглашал полноту телесного приобщения к природе, а гражданские, духовные, нравственные ценности изобличал как неподлинные. Но, участвуя в Сопротивлении, К. пересмотрел свой прежний лозунг 'Ничто не запрещено' в свете идеи долга каждого перед 'другими' ('Письма к немецкому другу', 1943-44). В дальнейшем он пришёл к моралистическому гуманизму, опирающемуся на заповедь христианского милосердия и противопоставленному нравственности, исходящей из социально-исторических установок. Тем самым К. избежал ницшеанства, но открыто размежевался и с революционной моралью, предпочтя ей праведничество тех, кто 'истории не делает, а претерпевает' её напасти.

В литературном творчестве К. видит задачу писателя в том, чтобы облечь хаотический мир в упорядоченные и завершенные формы. В этом он следует французским писателям-моралистам 17-18 вв. с их строгой и отточенной ясностью. Книги К. тяготеют к притче, к трагическому 'мифу' духовного прозрения, когда человек внезапно открывает свою метафизическую участь смертной песчинки и, руководясь этой истиной, прокладывает свою дорогу. От демонического мятежа против судьбы в 'Калигуле' и 'языческого' имморализма в 'Постороннем', через стоическое сопротивленчество в 'Чуме', светский вариант проповеди 'Не убий!' в 'Праведных' к горькому переживанию отлучённости от счастья в 'Изгнании и царстве' и 'Падении' - таков путь героев К., мучимых поисками своей жизненной правды. Их метания между произволом и долгом, одиночеством и солидарностью, бунтарством и самоустранением - одно из свидетельств неустойчивой духовной атмосферы на Западе середины 20 в. Марксистская мысль во Франции и за её пределами подвергла критике взгляды К. как выражение идеологической двусмысленности разорванного мелкобуржуазного сознания.

Соч.: Theâtre, recits, nouvelles, P., 1962; Essais, P., 1965; в рус. пер. - Избранное, [вступ. ст. С. Великовского], М., 1969.

Лит.: Шкунаева И. Д., Современная французская литература, М., 1961; Евнина Е. М., Современный французский роман, 1940-1960, М., 1962; Михайлова Л., Некоторые аспекты гуманизма в философии А. Камю, 'Тр. Московского института народного хозяйства', 1967, | 47; Карпушин В. А., Концепция личности у А. Камю, 'Вопросы философии', 1967, | 2; Nicolas A., A. Camus, P., 1966; Quillot R., La mer et les prisons, essai sur A. Camus. P., 1956.

Библ.: Crepin S., A. Camus. Essai de bibliographic, Brux., 1960.

С. И. Великовский.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.