Институт художественной культуры (1920-24), научно-исследовательская организация в области искусства и творческое объединение живописцев, графиков, скульпторов, архитекторов, искусствоведов. Организован в Москве в марте 1920 при отделе Изо Наркомпроса. Имел устав и программу.
За время существования И. неоднократно менялись общее направление его работы и организационная структура, обновлялись состав и руководство. Тесно связанный с рядом творческих, учебных и научно-исследовательских организаций ( Вхутемас , Леф ), И. был своеобразным дискуссионным клубом и теоретическим центром. Первоначально его деятельность проходила под влиянием 'левых' течений в изобразит, искусстве (беспредметничество и др.); ставилась задача исследования формальных средств различных видов искусства (музыки, живописи, скульптуры и др.) и особенностей их воздействия на зрителя (программа В. В. Кандинского , 1920). В 1921 в И. произошло размежевание между сторонниками этой формальной программы и теми, кто стремился применить в повседневной практической деятельности результаты экспериментов в области художественного творчества. С 1921 И., развивая идеи Лефа, занимался теоретической разработкой проблем конструктивизма и производственного искусства , вёл экспериментальную работу в области художественного конструирования , участвовал в составлении учебной программы Вхутемаса.
В И. сложились художественные взгляды Н. А. Ладовского и А. А. Веснина, возглавивших два наиболее значительных направления в советской архитектуре 20-х гг., и возникли первые организационные формы (рабочие группы) созданных позже архитектурных творческих группировок Аснова и ОСА . Активными деятелями И. были Б. И. Арватов, А. В. Бабичев, О. М. Брик, Л. М. Лисицкий, Л.С. Попова, А. М. Родченко, В. Ф. Степанова.
В те же годы близкие по характеру задачи ставились в ленинградском Гинхуке (Государственный институт художественной культуры; существовал в 1923-27).
Лит.: Программа Инхука, в кн.: Советское искусство за 15 лет, М.-Л., 1933, с. 126-139; 'Русское искусство', 1923, |2-3; Из истории советской эстетической мысли, М., 1967, с. 42-43, 45-58, 509-12 (библ.).
С. О. Хан-Магомедов.