экономические, объективные мотивы деятельности людей, отражающие их место в системе общественного производства. 'Экономические отношения каждого данного общества, - писал Ф. Энгельс, - проявляются прежде всего как интересы' (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 18, с. 271). Производственные отношения проявляются именно через побудительные мотивы человеческой деятельности, т. е. в форме интересов, которые относятся к числу объективных условий существования общества, И. э. отражаются в сознании людей в виде поставленных целей и побуждений воли к их достижению.
Положение об определяющей роли И. э. среди мотивов человеческой деятельности было выдвинуто впервые французскими материалистами 18 в. и представителями английской классической политической экономии. Но сами интересы ими рассматривались внеисторически, как порождение неизменной 'природы человека'. Научный анализ И. э. дан марксизмом, который исходит из того, что в основе общественных явлений лежат производственные отношения людей, отражающие интересы определённых классов (см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 532). Будучи формой проявления общественных отношений, И. э. являются наиболее глубокой причиной общественных движений и классовой борьбы. Политическая деятельность в конечном счёте направлена на удовлетворение коренных И. э. классов, '...Борьба между крупными землевладельцами и буржуазией, так же, как и борьба между буржуазией и пролетариатом, - писал Ф. Энгельс, - велась прежде всего ради экономических интересов, для осуществления которых политическая власть должна была служить всего лишь средством' (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 309). В. И. Ленин также отмечал решающую роль И. э.: '...Основной экономический интерес пролетариата может быть удовлетворен только посредством политической революции, заменяющей диктатуру буржуазии диктатурой пролетариата' (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 6, с. 46, прим.).
В досоциалистических общественно-экономических формациях господство частной собственности порождало непримиримые противоречия, антагонизм И. э. эксплуататоров и эксплуатируемых. В условиях капитализма буржуазные производственные отношения проявляются в виде стремления к присвоению прибавочной стоимости , как основного мотива деятельности класса капиталистов. И. э. класса буржуазии внутренне противоречивы. '...Если все члены современной буржуазии, - писал К. Маркс, - имеют один и тот же интерес, поскольку они образуют один класс, противостоящий другому классу, то интересы их противоположны... Эта противоположность интересов вытекает из экономических условий их буржуазной жизни' (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 144). Антагонизм буржуазного общества, основанного на частной собственности, исключает возможность постановки единых целей общественного развития и достижения согласованных действий по их осуществлению. 'Где нет общности интересов, там не может быть единства целей, не говоря уже об единстве действий' (Энгельс Ф., там же, т. 8, с. 14).
Социализм, устраняя частную собственность на средства производства, ликвидирует антагонизм И. э. На базе общественной собственности устанавливается единство И. э. трудящихся при ведущей роли общенародных интересов. Наряду с ними при социализме существуют И. э. двух дружественных классов - рабочих и крестьян и социальной прослойки - интеллигенции, коллективов производственных предприятий, личные И. э., а также другие многообразные виды интересов. Общенародные интересы реализуются через И. э. коллективов производственных предприятий и отдельных трудящихся. Это достигается с помощью механизма экономического стимулирования и принципа материальной заинтересованности. Общество в лице социалистического государства заинтересовывает коллективы предприятий в достижении тех результатов, которые соответствуют и содействуют удовлетворению общенародных И. э . Необходимость такого способа реализации общенародных интересов была обоснована Лениным. Новое общество, писал он, можно построить 'не на энтузиазме непосредственно, а при помощи энтузиазма, рожденного великой революцией, на личном интересе, на личной заинтересованности, на хозяйственном расчете...' (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 44, с. 151).
Экономическая политика социалистического государства предусматривает такое согласование И. э., которое обеспечивает реализацию важнейшего принципа советской хозяйственной деятельности - сочетание интересов общества, коллектива с интересами каждого трудящегося. При этом общенародные интересы играют ведущую роль.
Выразителем общенародных И. э. является социалистическое государство. Оно обеспечивает реализацию их посредством планирования, хозяйственного руководства и экономического стимулирования. Тем самым достигаются и взаимная увязка и согласованность всей системы И. э. социалистического общества по принципу: то, что выгодно обществу, - должно быть выгодно каждому предприятию и работникам.
Роль и место И. э. в жизни социалистического общества грубо искажаются ревизионистами. Сторонники 'левого' ревизионизма принижают роль И. э. в социалистическом обществе, проповедуют аскетизм и уравнительность, отрицают ленинский принцип материальной заинтересованности. Правый оппортунизм отрицает примат общенародных И. э., порожденных общественной социалистической собственностью, защищает тезис о доминирующей роли коллективных и личных интересов, о пользе их рыночного столкновения. Борьба с антинаучными идеями 'левого' и правого оппортунизма необходима как условие успешного использования И. э. в социалистическом и коммунистическом строительстве.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; Маркс К., Капитал, т. 1, Предисловие к первому изданию, там же, т. 23; Энгельс Ф., К жилищному вопросу, там же, т. 18; его же, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, там же, т. 21; Ленин В. И., Что такое 'друзья народа' и как они воюют против социал-демократов-, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1; его же, К характеристике экономического романтизма, там же, т. 2; его же, О продовольственном налоге, там же, т. 43; его же, К четырехлетней годовщине Октябрьской революции, там же, т. 44; его же, О кооперации, там же, т. 45; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Плеханов Г. В., К вопросу о развитии монистического взгляда на историю. Избр. философские произв., т. 1, М., 1956; Здравомыслов А. Г., Проблема интереса в социологической теории, Л., 1964; Глезерман Г. Е., Исторический материализм и развитие социалистического общества, [М., 1967]; Кулиев Т. А., Проблема интересов в социалистическом обществе, М., 1967; Егиазарян Г., Интерес, коллектив, производство, М., 1970.
Л. И. Абалкин.