(от имажизм ), литературная группа, существовавшая в России в 1920-е гг. Первая декларация имажинистов (журн. 'Сирена', Воронеж, 1919, | 4-5; газ. 'Советская страна', М., 1919, | 3, 10 февр.) подписана поэтами С. Есениным, Р. Ивневым, А. Мариенгофом, В. Шершеневичем и художниками Б. Эрдманом, Г. Якуловым; позже присоединились поэты А. Кусиков, И. Грузинов и др. В издательстве 'Имажинисты' вышло более 20 книжек участников группы; они же выпускали журнал 'Гостиница для путешествующих в прекрасном' (1922-24; вышло 4 номера). В программных установках имажинистов общим было: критика послеоктябрьского футуризма (его социально-газетной тематики и абстракции лозунгового слова) и утверждение непременной образности поэтической речи. Однако на практике и в трактовке природы образности И. весьма разнолик. Особо выделяется Есенин, вступивший в группу уже со сложившейся собственной программой 'Ключи Марии', 1918). Он ориентировал поэзию на естественную образность ('органическую фигуральность') русского языка, национальную стихию и народное творчество. Главные же ревнители И. - Шершеневич и Мариенгоф, - напротив, началом поэзии полагали искусственную деятельность (конструирование и комбинирование образов), противопоставляя её живой реальности; не случайно их творчество сохраняло влияние раннего футуризма. В программе И. основным достоинством поэтического искусства утверждались 'образ как таковой' и 'ритмика образов'. Образ же сводился преимущественно к 'образности' отдельного слова (подчас в противовес его 'понятийности'), к сравнению, метафоре и метафорическому ряду. Самоцельность 'малых образов', щеголянье тропом, поэтической ассоциацией и монтажом сопровождались в поэзии (и теории) И. резкостью образных переходов и главное - каталогизацией образов, не сводимых к единому настроению или целостной идее. Программа И. устремлена к формотворчеству и 'искусству для искусства' . Декларативным заявлениям 'лидеров' И. свойственна проповедь антагонизма искусства и государства. Лозунги имажинистов и их публичные выступления отличались умышленной дерзостью и крикливостью, что вызвало резкую критику А. В. Луначарского. В самой поэзии имажинистов выразилось прежде всего умонастроение разлада с социальной реальностью - упадочничество, одиночество, тоска и одновременно богемное шутовство, вплоть до скандальности, восприятие революции как кровавой анархии (у Мариенгофа). Уже в 1921 Есенин писал: 'У собратьев моих нет чувства родины во всем широком смысле этого слова... Поэтому они так и любят тот диссонанс, который впитали в себя с удушливыми парами шутовского кривляния ради самого кривляния' ('Быт и искусство', 1921, см. Собр. соч., т. 5, 1962,с. 61). В 1924 Есенин, с которым и была связана известность И., заявил (письмом в газете 'Правда' от 31 августа) о своём выходе из группы, что привело к ее фактическому распаду (формально существовала до 1927). Наиболее показательные образцы имажинистской критики: '2 ` 2 5' Шершеневича, 'Буян-Остров. Имажинизм' Мариенгофа, 'Имажинизма основное' Грузинова; поэзии - 'Явь' и 'Слепые ноги' Мариенгофа, 'Лошадь как лошадь' Шершеневича. Поэтика И. своеобразно запечатлена в поэме 'Кобыльи корабли' С. Есенина.
Лит.: Ермилова Е. В., Лирическое 'я' в поэзии реализма и модернизма. Есенин и имажинисты, в сборнике: Критический реализм 20 в. и модернизм, М., 1967; Советское литературоведение и критика. Библиографич. Указатель, М., 1966 с 222-223
А. Е. Троицына.