(от икона и греч. stasis - место стояния), перегородка с иконами в православном храме, отделяющая от основной части его интерьера алтарную часть. И. пришёл на смену низкой алтарной преграде с иконами над ней. В своей развитой форме (высокий И.) известен с начала 15 в. (И. Благовещенского собора в Московском Кремле, 1405, с иконами Феофана Грека, Андрея Рублёва, Прохора с Городца). Строгая религиозная иерархия сюжетов (внизу - 'местные' иконы, над ними рядами - 'деисусный чин', 'праздники', 'пророки'), подчёркнутая высотой рядов и пропорциями отдельных икон, их ритмическим и цветовым строем, а также симметричность их расположения определяют общую композицию И., в которой живопись и позолоченная резьба деревянного архитектурного обрамления (особенно пышная в 17 в.) образуют художественное единство (см. Синтез искусств ). Некоторые И. 18 - начала 19 вв., решенные в виде триумфальных арок с деревянными статуями, воспринимаются как торжественный вход в алтарь.
Лит.: Древнерусское искусство, М., 1970, с. 29-72; Лазарев В.Н., Русская средневековая живопись, М., 1970, с. 128-39.