(от греч. stoa - портик), одно из главных течений эллинистической и римской философии - наряду с эпикурейской школой и скептицизмом . Философская школа стоиков получила своё название от 'живописной Стои' - афинского портика, где она помещалась.
Первый период С. (3-2 вв. до н. э.) - т. н. Древняя Стоя. Его основатели - Зенон из Китиона, Клеанф из Асса, Хрисипп Солский и их ученики. Эта первая, классическая форма С. отличалась крайней жёсткостью и ригоризмом этического учения, смягчение которого относится ко второму периоду С. (2-1 вв. до н. э.) - т. н. Средней Стое. Главными представителями её являются Панеций и Посидоний , использовавшие методы Платона и Аристотеля, так что этот период получил название стоического платонизма. К этому же времени относится и римский С. Третьим периодом С. (1-2 вв. н. э.) - т. н. Поздней Стоей, для которой характерна тенденция к сакрализации, считается стоический платонизм Сенеки , Эпиктета , Марка Аврелия и др. В дальнейшем С. эволюционировал в направлении неоплатонизма и в конце концов растворился в нём.
С. впервые ввёл строгое разделение философии на логику, физику и этику. В физике стоики реставрировали космологизм Гераклита и его учение об огне как первоначальной стихии, из которой истекает всё существующее в результате её превращения в другие стихии. Первоогонь - это, по терминологии стоиков, пневма, 'дух', 'дыхание', которое разливается в мире и создаёт все вещи вплоть до человека и животных, остывая в неорганической природе. Первоогонь, а также имманентно присущий ему логос истекают с бесконечно разнообразной степенью бытийной напряжённости; материя, будучи тождественной логосу, также отличается бесконечно разнообразной степенью грубости или тонкости. Она различна в неодушевлённых и одушевлённых существах, в человеческой душе, в природе, космосе и в самих богах. Первоогонь-логос - это художественно-творческий огонь, разумно созидающий мир и управляющий им, так что стоики назвали его 'провидением'. Каждый человек - одно из бесчисленных перевоплощении космического первоогня-пневмы, и этим обосновывалось внутреннее бесстрастие человека. Всё существующее - телесно, включая людей, богов, любые свойства души. Некоторые из стоиков объявили нетелесным пустое пространство, место, время и предметы высказывания. В целом материализм стоиков резко отличался от материализма греч. классики своей телеологией , провиденциализмом и фатализмом . Художественный первоогонь изливается 'сперматическими логосами', или 'осеменяющими идеями', пронизывающими весь космос ('всецелое смешение') и образующими т. н. космическую 'симпатию' - всеобщую взаимопроницаемость и взаимопревращасмость. Гераклитовскую идею периодического воспламенения космоса и очищения его стоики сочетали с учением об абсолютной повторяемости вещей, лиц, событий и всего космоса после каждого мирового пожара.
В этике своим ригоризмом стоики были близки к киникам , но не разделяли их презрения к науке и культуре. Стоики проповедовали идеал мудреца, который любит свой рок (amor fati - 'любовь к року'); творческий 'огонь', 'провидение' и 'рок' - одно и то же. Не понимающий этого тщетно волнуется и страдает, любя себя, а не свою судьбу, кроме которой ничего не существует. Глупость - это сумасшествие, состояние, свойственное подавляющему числу людей. Человек - высшее и наиболее разумное существо природы, его добродетель - практическая 'мудрость', или 'сила духа', которая, по платоновскому образцу, мыслится в виде четырёх основных добродетелей. Но человеку присущи и аффекты, вносящие смуту в его разум и подлежащие искоренению из его души. Отсюда основные категории стоической этики - бесстрастие, или отсутствие аффектов ( апатия ) , непоколебимая моральная 'выпрямленность' и 'обязанность' как честно и посильно выполняемый долг. Все потребности заслуживают презрения, в этом заключается призыв стоиков к следованию природе, этой абсолютно бесстрастной, идеальной художнице жизни. Первоначальному С. присущ абсолютный ригоризм в морали. Мудрец может оказаться запутанным против своей воли в хаосе жизненных отношений. Если он не может разумно упорядочить этот хаос, то должен покончить с собой, т.к. это приобщит его к идеальной разумности мирового целого. По преданию, Зенон из Китиона и Клеанф кончили жизнь самоубийством; это утверждалось и о многих других стоиках древности.
Наконец, для стоиков весь космос, управляемый судьбой, есть мировое государство, а все люди - его граждане, или космополиты. Неумолимый 'закон' царит в природе, человеке, обществе и государстве. Стоический космополитизм, уравнивающий перед лицом этого мирового закона всех людей - свободных и рабов, греков и варваров, мужчин и женщин, знаменует значительный прогресс в развитии идеи человеческого равенства.
Стоики впервые ввели термин 'логика', которую они понимали как науку о словесном выражении. Стоическая логика делится на риторику и диалектику, а диалектика - на учение об 'обозначающем' (поэтика, теория музыки и грамматика) и 'обозначаемом', или 'предмете высказывания', что напоминает формальную логику, поскольку неполное высказывание трактуется здесь как 'слово', а полное - как 'предложение'. Такой же смысл имеют и относящиеся к 'слову' четыре логические категории: нечто (бытие и небытие), существенное свойство (общее и частное), случайное свойство и относительно случайное свойство (т. е. находящееся в соотношении с другими случайными свойствами). 'Предложения' делились на простые, или категорические, и сложные, особенно гипотетические. Поскольку логика в С., будучи семантическим анализом слов и предложений, противопоставлялась учению о бытии, то она сводилась к анализу отношений, царящих в сознании и мышлении.
Стоическое учение о словах и предложениях оказало большое влияние на развитие античной грамматики (Дионисий Фракийский, 1 в. до н. э., и др.).
Фрагменты: Stoicorum veterum frag-meirta, hrsg. von H. v. Arnim, Bd 1-4, Stuttg., 1968; Vogel C. J. de, Greek philosophy, v. 3, Leiden, 1959, p. 44-183 (греч. текст и англ. пер.); в рус. пер. - Стоики, пер. А. Ф. Лосева, в кн.: История эстетики, т. 1, М., 1962, с. 137-47.
Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Из ранних произв., М., 1956 (имен. указатель); Гомперц Г., Жизнепонимание греческих философов и идеал внутренней свободы, СПБ, 1912, с. 175-227; История философии, T. I, М., 1940, с. 283-304; Zeiler Ed., Die Philosophie der Griechen, 5 Aufl,, Bd 3, Abt. I, Lpz., 1923, S. 27-372, 572-609, 699-791; Barth Р., Die Stoa, 6 Aufl., Stuttg., 1946; Sambursky S., Physics of the Stoics, L., 1959; Mates B,, Stoic logic,, Berk. - Los Ang., 1961; Goldschmidt V., Le systeme stoicien et l'idee detemps, P.,1969; Rist J., Stoic philosophy, Ь.,1969(лит. с. 290-95); Pohlenz M., Die Stoa, Bd 1-2, Gott., 1970-72; Frede M., Die Stoische Logik, Gott., 1974.
А. Ф. Лосев.