Значение ЗАХАРОВ АНДРЕЯН ДМИТРИЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое ЗАХАРОВ АНДРЕЯН ДМИТРИЕВИЧ

Андреян (Адриан) Дмитриевич [8(19).8.1761, Петербург, - 27.8(8.9).1811, там же], русский архитектор, представитель ампира . Родился в семье служащего Адмиралтейств-коллегий. Учился в петербургской АХ (1767-82) у А. Ф. Кокоринова и И. Е. Старова , затем в Париже (1782-1786) у Ж. Ф. Шальгрена . С 1794 академик петербургской АХ. Среди первых работ З. - ряд построек в Гатчине ('Львиный мост', 'Ферма', 'Птичник' и др.), проект застройки Васильевского острова в Петербурге с перестройкой здания АН (1803-04), выполненный в традициях французской градостроительной школы, где единство ансамбля достигалось общим ритмом расстановки зданий и одинаковыми архитектурными деталями. В 1805 З. был назначен главным архитектором Адмиралтейства , в его ведении сосредоточились руководство строительством и проектирование гражданских и производственных зданий и сооружений. Здание Адмиралтейства в Ленинграде (1806-23) является величайшим памятником рус. архитектуры стиля ампир. Сохранив конфигурацию плана уже существовавшего здания, З. создал новое, грандиозное (протяжённость главного фасада 407 м ) сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе (главные магистрали сходятся к нему тремя лучами). В центре здания - монументальная башня со шпилем, ставшая символом города. Внутри этой башни З. сохранил старый шпиль Адмиралтейства (архитектор И. К. Коробов). Композиция 2 крыльев фасада, симметрично расположенных по сторонам башни, построена на сложном ритмическом чередовании простых и чётких объёмов (гладкие стены, сильно выступающие портики, глубокие лоджии). Новое значение получает скульптура. Декоративные рельефы органично соотносятся с крупными архитектурными объёмами, пристенные скульптурные группы подчёркивают в грандиозно развёрнутых фасадах живую человеческую меру. В интерьерах Адмиралтейства (сохранились вестибюль с парадной лестницей, зал собраний, библиотека) суровая строгость монументальных архитектурных форм смягчена обилием света и исключительным изяществом отделки.

З. создал также проекты застройки Провиантского о. (1806-08) и Галерного порта (1806-09), ряд проектов для Кронштадта (Андреевский собор, построенный в 1806-17, не сохранился), проекты казённых строений и церквей для губернских и уездных городов России подчёркнуто монументального характера. С 1787 преподавал в АХ (среди учеников - архитектор А. И. Мельников).

Лит.: Гримм Г. Г., Архитектор Андреян Захаров. М., 1940; Аркин Д., Захаров и Воронихин, М., 1953; Пилявский В. И., Лейбошиц Н. Я., Зодчий Захаров, Л., 1963.

Е. Н. Сильверсван.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.