момент или самостоятельная форма деятельности: человека, в которой формируются те или иные стороны предстоящего акта воспроизведения. Наряду с сохранением и воспроизведением З. является одним из основных компонентов памяти . В развёрнутом виде проблема З. поставлена Платоном. Первое экспериментальное исследование З. выполнено немецким психологом Г. Эббингаузом (1885) в рамках ассоциативной психологии (см. Ассоцианизм ) . Но уже школой немецкого психолога Г. Мюллера (1850-1934) была выявлена несостоятельность представления о З. как о механическом запечатлении и ассоциативном связывании следов. З. осуществляется в соответствии со смысловой организацией; материала и, как правило, включено в решение некоторой жизненной задачи (Б. В. Зейгарник, 1927). В работах советских психологов А. Н. Леонтьева, П. И. Зинченко, А. А. Смирнова и др. показано, что развитие специфических для человека социальных и исторических форм памяти связано с переходом от 'прямых' способов З. к опосредствованным, совершенствованием средств З. и их интериоризацией , в силу чего память человека приобретает произвольный и сознательный характер. Как диагностический приём исследование З. нашло применение в клинике локальных поражений мозга и в психиатрии.
Лит.: Леонтьев А. Н., Развитие памяти, М., 1931; Блонский П. П., Память и мышление, М. - Л., 1935; Смирнов А. А., Проблемы психологии памяти, М., 1966; Зейгарник Б. В., Введение в патопсихологию, М., 1966; Лурия А. Р., Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга, 2 изд., М., 1969.
А. Л. Пузырей.