Мария Николаевна [3(15).7.1853, Москва, - 12.3.1928, там же], русская актриса, народная артистка Республики (1920), Герой Труда (1924). Дочь суфлёра Малого театра; воспитанница Московского театрального училища. С 1871 в труппе Малого театра, одна из наиболее крупных и ярких представительниц его искусства. Героико-трагедийный талант Е. формировался в обстановке революционно-демократического подъёма 60-70-х гг. 19 в., под влиянием идей народнического движения. Высокая романтическая устремлённость, протест против деспотизма, защита прав и достоинства личности, призыв к жизненному подвигу пронизывали творчество великой актрисы. В Малом театре Е. дебютировала в 1870, ещё ученицей, в роли Эмилии Галотти ('Эмилия Галотти' Лессинга), сыгранной ею волнующе, эмоционально и правдиво. В 1873 в роли Катерины ('Гроза' Островского) Е. раскрыла идеалистические стремления свободолюбивой личности, её преданность своей мечте. Протест против насилия, социального и духовного рабства достиг вершины в роли Лауренсии ('Овечий источник' Лопе де Вега, 1876). Остро современное звучание спектакля вызывало энтузиазм прогрессивно настроенных зрителей, особенно молодёжи (после нескольких представлений спектакль был запрещен полицией).
В пьесах современных авторов (А. А. Потехин, И. В. Шпажинский, Н. Я. Соловьев, С. А. Пальм, Н. Е. Вильде и др.), не поднимавшихся до постановки значительных проблем. Е. сумела создать образ современницы, наделённой нерастраченными богатствами ума и сердца, способной на сильные самоотверженные чувства (учительница Лонина - 'На пороге к делу' Соловьева, и др.).
После Катерины Е. исполнила много ролей в пьесах Островского (Юлия Тугина - 'Последняя жертва', Евлалия - 'Невольницы', Кручинина - 'Без вины виноватые'). Образ актрисы-демократки, жертвующей личным счастьем ради артистического призвания, создала Е. в роли Негиной ('Таланты и поклонники' Островского, 1881). Тяготение к конфликтам большого общественного и нравственного масштаба, возвышенный взгляд на человека обращали Е. к классике (леди Анна, леди Макбет - 'Ричард III' и 'Макбет' Шекспира). В образе Иоанны Д'Арк ('Орлеанская дева' Шиллера, 1884), раскрывая нравственный максимализм героини, её жертвенную готовность страдать за народ, Е. отражала настроения передовой русской интеллигенции 80-х гг. 19 в. Черты хрупкости, обречённости и одновременно духовной силы, героического бесстрашия, характерные для Иоанны-Е., присутствовали также и в образе Марии Стюарт ('Мария Стюарт' Шиллера, 1886). Е. выступала на сцене до 1921. Последняя роль - Мамелфа Дмитриевна ('Посадник' А. К. Толстого). Е. первой в Советском Союзе получила звание народной артистки Республики. В 1970 в Москве открыт Музей-квартира М. Н. Ермоловой (филиал Центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина).
Лит.: Мария Николаевна Ермолова. Письма. Из литературного наследия. Воспоминания современников, М., 1955; Марков П. А., Театральные портреты. Сб. статей. М. - Л., 1939; Дурылин С. Н., М. Н. Ермолова, М., 1953; М. Н. Ермолова, 1853-1928. [Альбом], М., 1954.
Т. М. Родина.