в современных религиях служители культа, обычно (но не во всех религиях) организованные в иерархической корпорации. Верующими представители Д. почитаются как люди, наделённые сверхъестественной силой, способные быть посредниками между людьми и богом. В зависимости от своего положения и функции в церкви Д. делится на высшее и низшее. В некоторых религиях представители высшего Д. почитаются как наместники бога на земле (папа римский в католицизме) или как воплощение божества (далай-лама и панчен-лама в ламаизме, глава секты исмаилитов). В ряде религий Д. разделяется на чёрное (монашество, принимающее на себя особые обязательства, в том числе уход 'из мира') и белое (живущее 'в миру'). В буддизме монашество охватывает всё Д.
В антагонистическом классовом обществе Д. в своей массе являлось и является опорой господствующих эксплуататорских классов. 'Все и всякие угнетающие классы нуждаются для охраны своего господства в двух социальных функциях: в функции палача и в функции попа. Палач должен подавлять протест и возмущение угнетенных. Поп должен утешать угнетенных, рисовать им перспективы... смягчения бедствий и жертв при сохранении классового господства, а тем самым примирять их с этим господством, отваживать их от революционных действий, подрывать их революционное настроение, разрушать революционную решимость' (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 26, с. 237).
Общепринято связывать Д. с монотеистическими религиями. Непосредственным его предшественником являлось жречество , типичное для политеизма (более ранней ступени развития религии). Принципиального различия между Д. и жречеством не существует. Одной из основных функций жречества государств древнего мира являлось отправление религиозного культа; жречество представляло собой привилегированную прослойку, входившую в состав господствующего класса.
Процесс формирования Д., начало складывания церковной иерархии прослеживаются на примере христианства. В ранних христианских общинах, организованных демократически, Д. ещё не существовало. С ростом числа сторонников христианства произошло в общинах разделение на клир (духовенство) и мирян. Приблизительно с середины 2 в. руководство в общинах постепенно перешло к епископам, которым были подчинены священнослужители, а в начале 4 в. возникло монашество . Позже епископы наиболее влиятельных епископий стали именоваться патриархами, а на основе римского епископата образовалось папство (5 в.).
В феодальных государствах Д. составляло особое привилегированное сословие, стоявшее на страже интересов феодалов, освящавшее феодальную эксплуатацию народа. Члены высшей духовной иерархии (архиепископы, епископы, настоятели монастырей и др.) были крупными землевладельцами, на их землях жестоко угнетались массы феодально-зависимых крестьян. Хотя Д., будучи в средние века '... единственным образованным классом' (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 495), и способствовало некоторому распространению грамотности, знаний (основывало школы, переписывало в монастырях книги, составляло хроники и т.п.), но в то же время оно препятствовало развитию науки, независимой от богословия, захватывая монополию на образование, подчиняя своему влиянию всю духовную жизнь общества. Отдельные представители Д., поднимавшиеся выше своего круга и выступавшие как носители прогрессивной мысли (Дж. Бруно ), подвергались преследованиям.
Низшее Д., вербовавшееся из среды бюргерства, крестьян и плебеев, стояло по условиям жизни ближе к народным массам. Выходцы из его рядов нередко были участниками или руководителями народных движений (Дж. Болл , Дольчино , Ян Гус и др.), порой выступали с критикой религии, церкви и общественных порядков (Ж. Мелье , Ж. Ру ).
При капитализме прежние политические и экономические связи высшего Д. с землевладельческой аристократией постепенно вытесняются связями с крупной буржуазией, с монополиями, интересы которых Д. (в своём большинстве) отстаивает, провозглашая священность частной собственности, оправдывая классовое деление общества и осуждая революционную классовую борьбу.
В эпоху империализма Д. стало активно участвовать в борьбе буржуазии против социалистического рабочего движения. После победы Великой Октябрьской революции, встреченной Д. и в России, и за рубежом, как правило, враждебно, антисоветизм и антикоммунизм стали одним из постоянных мотивов в общественной и религиозной деятельности большей части Д. (особенно высшего) капиталистических стран. Большое место в деятельности Д. буржуазных государств занимает пропаганда религиозных доктрин среди населения, при этом оно использует в своих целях различные политические партии и организации. Усиление мировой социалистической системы, успехи национально-освободительного движения и популярность идей социализма привели многих представителей Д. различных стран к осознанию необходимости пересмотреть свои позиции в важнейших вопросах современности: а именно к отказу от безусловного оправдания капитализма. Часть Д. стала поддерживать движение за мир и мирное сосуществование. В социалистических странах укрепление социалистического строя побудило Д. в своей основной массе занять лояльную позицию по отношению к социалистическому государству.
Д. остаётся проповедником антинаучной идеалистической идеологии. Для противодействия влиянию идей коммунизма и упадку религиозности Д. стало искать новые пути воздействия на массы. Одним из таких путей является, например, организация католической церковью так называемого светского апостолата - создание из мирян помощников Д. Представители Д. в целях укрепления позиций религии, поколебленных развитием науки, пытаются идеалистически истолковывать научные открытия. Стремясь сохранить своё влияние на массы, Д. выдаёт себя за блюстителя национальной самобытности и культуры, отмежёвывается от мрачных страниц своего далёкого и недавнего прошлого, возвеличивает свою роль в истории.
М. М. Шейнман.
Д. в России. На территории Русского государства, а позднее Российской империи существовало много религиозных культов и вероисповеданий. Главнейшими из них были: в христианской религии - русская православная церковь, армянская апостольская церковь, грузинская православная церковь, католическая церковь, лютеранские церкви, старообрядчество; а также ислам, имеющий последователей суннитского и шиитского толков; иудаизм, делящийся на талмудистов и караимов; буддизм, последователи которого исповедуют его ламаистскую разновидность; множество сект - молокане, духоборы, мормоны, штундисты, хлысты, баптисты, евангельские христиане, адвентисты и др. Во многих религиях в России Д. - это замкнутое сословие со строгой иерархией. Сверху вниз эта иерархия выглядит следующим образом: в православной церкви имеются 3 степени священства: епископ (патриарх, митрополит, архиепископ, епископ); пресвитер (протопресвитер, протоиерей, священник), а в монашестве - архимандрит, игумен, иеромонах; диакон (протодиакон, диакон), а в монашестве - архидиакон, иеродиакон. В старообрядческой церкви белокриницкого и беглопоповского согласия - архиепископ (глава церкви), епископ, протоиерей, священник, протодиакон, диакон; в старообрядческой церкви беспоповского согласия - наставник. В католической церкви - архиепископ, епископ, декан, пробст (настоятель), ксёндз, диакон, субдиакон. В протестантских религиях, не имеющих церковной иерархии, Д. избирается верующими и имеет: в лютеранской церкви - архиепископов, епископов, пробстов, старших пасторов, пасторов. В религиозных сектах - старших пресвитеров, благовестников, пресвитеров, проповедников, диаконов. В иудейской религии - раввинов; в буддийской религии - хамбо-лам, лам; в религиозных сектах - старших пресвитеров, благовестников, диаконов, пресвитеров, проповедников.
Во главе русской православной церкви стоит патриарх, во главе армянской апостольской церкви - верховный патриарх-католикос всех армян, грузинской православной церкви - патриарх-католикос. Лютеране отрицают сложную церковную иерархию и монашество. Эстонская и латвийскаялютеранские церкви возглавляются каждая своим архиепископом, избираемым общинами верующих. Во главе каждой церковной общины стоит приглашаемый ею пастор, который рассматривается не как посредник между богом и верующими, а лишь как толкователь Священного писания. В иудейской религии примерно ту же роль знатоков и толкователей священных текстов и руководителей религиозной общины играют раввины. В мусульманстве над рядовыми служителями культа (муллами) стоит муфтий. Во главе забайкальских буддистов стоит бандидо хамбо-лама.
Господствующей церковью в России была русская православная церковь. В 1897 из 126368 тыс. чел. около 80 млн. населения России были православными. Оба вида духовенства - чёрное (монахи) и белое (священники, протоиереи, диаконы и протодиаконы) - появились на Руси после принятия христианства (988-989). Так как христианство было заимствовано из Византии, то на первых порах, как правило, священнослужителями были греки. Тогда же создалась церковная иерархия. Глава русской церкви - митрополит, назначался константинопольским патриархом. Во главе отдельных епархий (церковных округов) стояли епископы и архиепископы, избиравшиеся из среды чёрного Д. митрополитом и собором русских епископов при значительном участии светской власти (князей). С 1448 русская церковь освободилась от подчинения константинопольскому патриарху и стала самостоятельной (см. Православная церковь ). Митрополит избирался собором русских епископов, а в 1589 главе русской церкви был присвоен титул патриарха московского и всея Руси. Но одновременно с этим церковь всё больше подчинялась власти царя. С самого начала архиереи и монастыри получали от князей земельные пожалования, которые росли за счёт вкладов 'на помин души', покупки земель у светских феодалов, захвата земель у крестьян и др. Постепенно монастыри и архиерейские кафедры стали крупнейшими землевладельцами, пользовались феодальными привилегиями, податным и судебным иммунитетом. Высшее Д., таким образом, составляло часть господствующего класса феодалов. Поэтому народные антифеодальные движения, будучи направленными и против духовных феодалов, и против церкви, освящавшей феодальный строй, часто принимали форму ересей . Нередко активными участниками еретических движений были представители низшего белого Д., ряды которого пополнялись выходцами из крестьянского и посадского населения. Несмотря на то, что низшее белое Д. было близко по положению к трудящимся, оно не сливалось с ними, т.к. кормилось за счёт своей паствы, являлось проводником официальной церковной идеологии, оправдывавшей эксплуатацию и призывавшей к покорности властям. До 18 в. кандидатов на священнические места избирали сами верующие, в вотчинах огромную роль в этом деле играли землевладельцы. С конца 17 в. установился наследственный порядок занятия свободных священнических мест, что способствовало превращению белого Д. в замкнутое сословие, которое в 18 в. постепенно выдвинулось в ряды привилегированных сословий: оно было освобождено от архиерейского тягла, выросли его личные права. По первой ревизии (1718-27) в России значилось 97413 душ мужского пола, относящихся к православному Д. Белое Д. всё больше оформлялось в обособленную касту. Пётр I ликвидировал патриаршество, а управление церковью передал созданному в 1721 Синоду во главе с государственным чиновником - обер-прокурором. Это означало полное подчинение церкви государственной власти, превращение её в часть государственного аппарата. Самодержавие выделяло на содержание Д. огромные средства. К концу 19 в. только Синод отпускал на содержание православного Д. 7 млн. руб. в год, а государственное казначейство - 18 млн. в год, не считая пожертвований на приходское Д., доходов от церковных земель, имуществ и процентов с капиталов. Всё католическое Д. получало содержание из казны, Д. др. вероисповеданий содержалось на средства приходов. Д. верно служило самодержавию. На него были возложены некоторые обязанности административного и полицейского характера: запись актов гражданского состояния, наблюдение за политической благонадёжностью прихожан. Во всех школах в обязательном порядке преподавался закон божий, значительная часть начальных школ находилась в руках Синода. Церковь имела свои учебные заведения: духовные семинарии, появившиеся в 18 в., и духовные академии. К началу 20 в. в России было 4 духовные академии, 58 семинарий, в которых обучалось 19900 чел. для занятия церковных должностей в русской православной церкви. Подобные учебные заведения имело и Д. др. вероисповеданий. К 1917 в Российской империи было 6 католических семинарий, 6 семинарий армянской апостольской церкви и др. Д. постоянно нападало на науку, боролось с передовыми общественными идеями, печать находилась под гнётом духовной цензуры. Д. было опорой самодержавия в борьбе с революционным движением. В годы Революции 1905-1907 Д. участвовало в организации обществ типа 'Союза русского народа' или 'Союза Михаила Архангела' , сеяло национальную вражду, было вдохновителем еврейских погромов. Церковные учреждения владели землями, торговыми заведениями, промышленными предприятиями; многие монастыри были миллионерами. В 1912 в русской православной церкви насчитывалось 110434 чел. белого и 91654 чёрного Д. Подавляющее большинство Д. враждебно встретило Октябрьскую социалистическую революцию 1917. Всероссийский поместный собор православной церкви (август 1917 - сентябрь 1918) восстановил патриаршество. Патриархия и Д. стали одной из сил, борющихся против Советской власти и социалистических преобразований. Враждебную позицию по отношению к Октябрьской революции занимало Д. всех др. вероисповеданий - мусульманского, старообрядческого и т.д. В обстановке упрочения Советской власти и всенародной поддержки её мероприятий часть Д. осознала опасность оказаться в полной изоляции. В 20-х гг. внутри православной церкви получило большое развитие возникшее ещё до революции обновленческое движение. Обновленцы осудили антисоветскую деятельность патриарха Тихона и заявили о лояльном отношении к Советской власти. Они стояли также за некоторые нововведения в церковном устройстве и в быту Д., не затрагивавшие основ вероучения. Это движение сыграло определённую роль в пересмотре церковью её отношения к Советской власти. Церковь прекратила открытую борьбу с Советской властью. Тем не менее и в последующие годы, особенно в период коллективизации, многие представители Д. продолжали антисоветскую деятельность. Лишь победа социализма вынудила православное Д., как и Д. других вероисповеданий, встать на путь лояльного отношения к Советской власти. См. также статьи: Союз Советских Социалистических Республик , раздел Религия и церковь, Армянская апостольская церковь , Баптисты , Грузинская православная церковь , Ислам , Православная церковь , Старообрядчество , Церковь .
Лит.: Гантаев Н. М., Церковь и феодализм на Руси, М., 1960; Грекулов Е. Ф., Православная инквизиция в России, М., 1964; Самсонов А. М., Антифеодальные народные восстания в России и церковь, М., 1955; Скворцов-Степанов И. И., Избранные атеистические произведения, М., 1959; Церковь в истории России (IX в. - 1917 г.), М., 1967; Ярославский Е. М., О религии, М., 1957; Шишкин А. А., Сущность и критическая оценка 'обновленческого' раскола русской православной церкви, Казань, 1970.
В. С. Шульгин.