город в Китае, на крайнем З. провинции Ганьсу. 33 тыс. жителей (1950). В 1-м тысячелетии н. э. Д. - важный пункт на Великом шёлковом пути , связывавшем Китай с Южной и Западной Азией, а через последнюю и с Европой. В 14 км к Ю.-В. от Д. расположен пещерный буддийский монастырь Цяньфодун ('Пещеры тысячи Будд'; 353-366). Сохранилось около 480 пещер (крупнейшая - Могао, 366) со скульптурой и росписями клеевыми красками по сухому грунту (4-14 вв.). Росписи 4-6 вв. (многофигурные сцены, иллюстрирующие буддийские легенды) выполнены в виде фризообразных симметричных композиций, воспринимающихся как декоративный узор. В пещерах 6-11 вв. росписи, объединённые единым сюжетом (буддийские проповеди, а также пейзажи и сцены из народной жизни), нередко занимают целую стену и отличаются большой жизненностью образов, динамичностью композиции. В 1899 в одной из пещер было обнаружено свыше 20 тыс. рукописей на языках Китая, Индии, Средней и Передней Азии и около 150 свитков, содержащих произведения буддийской иконографии (в основном 8-10 вв.). Здесь же были найдены ранние образцы китайского книгопечатания. В 1907 большая часть этих находок была вывезена в Великобританию и передана Британскому музею экспедицией А. Стейна, часть находится в Пекинской библиотеке.
Лит.: Дьяконова Н. В., Буддийские памятники Дуньхуана, в кн.: Тр. отдела Востока Государственного Эрмитажа, т. 4, Л., 1947; Виноградова Е. В., Выдающийся памятник китайского национального искусства, 'Вестник истории мировой культуры', 1958, |2; Цзян Лян-фу, Дуньхуан. Вэйдады вэньхуа баоцан (Дуньхуан - великая сокровищница культуры), Шанхай, 1956.
Н. С. Николаева, В. А. Рубин.