отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов и т.д. Д. присущи: личностный характер (в противоположность, например, деловым отношениям); добровольность и индивидуальная избирательность (в отличие от родства или солидарности, обусловленной принадлежностью к одной и той же группе); внутренняя близость, интимность (в отличие от простого приятельства); устойчивость.
Необходимо различать Д. как: 1) социальный институт, или систему социальных норм (социологический аспект), 2) моральное чувство (психологический аспект) и 3) специфический вид взаимоотношений (социально-психологический аспект). Реальное содержание Д. менялось в ходе истории. В первобытнородовом обществе Д. называли ритуализированные взаимоотношения, связанные с символическим породнением (кровная Д., побратимство и т.п.); способы её заключения, права и обязанности друзей регламентированы обычаем и часто ставятся выше фактического родства (воинская Д., например Ахилла и Патрокла у Гомера). По мере разложения родовых связей дружеские отношения всё чаще противопоставляются родственным, при этом 'друзьями' человека называют всех его единомышленников или политических приверженцев. Такая Д.-товарищество, основанная на общности интересов, была лишена личной эмоциональной привязанности, которая развивается со становлением личности. Интеллектуальные и иные привязанности ещё не отделялись в Древней Греции от эротических. Платоновский идеал бескорыстной Д.-любви, в которой чувственное влечение подчиняется стремлению к нравственному совершенствованию, остаётся внутренне противоречивым. Лишь Аристотель снимает это противопоставление Д.-товарищества и Д.-любви, понимая Д. как высокоиндивидуализированное и в то же время свободное от эротического компонента отношение.
В истории философии Д. рассматривалась преимущественно в этическом плане, при этом одни подчёркивали эмоциональный аспект Д. (например, М. Монтень), другие выводили её из общности интересов или разумного эгоизма (например, К. Гельвеций). Немецкие романтики, создавшие настоящий культ Д., видели в ней убежище от эгоизма буржуазного мира; социалисты-утописты проповедовали установление Д. всех людей и т.д. В конце 19 в. начались первые эмпирические исследования Д. психологами и социологами.
Хотя Д. - интимное личное отношение, формирование и развитие её зависят от ряда объективных условий: пространственной близости, частоты контактов, принадлежности к общему коллективу, совместной деятельности, общности целей и интересов. В старом (начиная с Аристотеля) споре: основывается ли Д. на сходстве или взаимодополнительности друзей - гипотеза сходства имеет большее подтверждение (доказано преобладание однородности социального положения, пола, возраста, образования, основных ценностных ориентаций и некоторых личных особенностей друзей); однако интерпретация этих данных неоднозначна, и современная психология предпочитает ставить эту проблему в более строгих аналитических терминах, поскольку структура дружеских отношений (симметрия ролей, равенство и т.п.) зависит от психологических функций Д.
Содержание и функции Д. существенно изменяются с возрастом. Детская Д. представляет собой эмоциональную привязанность, чаще всего основанную на совместной деятельности; хотя степень избирательности и устойчивости Д. повышается с возрастом ребёнка, подлинная потребность в 'другом я' (альтер эго) появляется только у подростка в связи с потребностью осознать себя, соотнести собственные переживания с переживаниями другого. Отсюда - напряжённые поиски и частая идеализация Д., 'исповедный' характер юношеской Д. и её необычайная эмоциональность. Дружеские связи взрослого человека более дифференцированы, поскольку появляется ряд новых форм общения (любовь, семейные и родительские привязанности и т.д.).
Коммунистическая мораль считает Д. одним из важнейших моральных чувств и отношений личности. Классово-антагонистическое общество, разобщая интересы людей и заменяя их свободные ассоциации 'суррогатами коллективности' (К. Маркс), ставит их во враждебные отношения друг к другу. В условиях социализма личные дружеские привязанности, как правило, не противостоят системе общественных связей, а конкретизируют и дополняют их, основываясь на общности взглядов и идеалов. Нравственная оценка Д. определяется её общественной направленностью, теми ценностями, которые она утверждает. Классические примеры верной и высокоидейной Д. (К. Маркса и Ф. Энгельса, А. И. Герцена и Н. П. Огарёва) служат и сегодня нравственными образцами. См. также Дружба народов .
И. С. Кон.