(от греч. dodeka - двенадцать и phоnе - звук; буквально - двенадцатизвучие), метод сочинения музыки, возникший в процессе развития атонализма (см. Атональная музыка ). Один из путей к современному авангардизму . Первые попытки создания музыкальных произведений по принципу Д. были сделаны австрийским композитором Й. Хауэром в 1910-х гг.; полностью метод Д. разработал и ввёл в практику австрийский композитор А. Шёнберг (5 фортепианных пьес опус 23, 1923). Сущность метода Д. состоит в том, что составляющие произведение мелодические голоса и созвучия производятся из так называемой серии (ряда; нем. - die Reihe) - определённой последовательности 12 звуков различной высоты. Серия включает все тона хроматического звукоряда, ни один из которых в ней не повторяется; она представляет избранный для данного сочинения комплекс интервалов, составляющий его 'интонационную основу'. Серия применяется в различных формах (модусах): в основном виде, в ракоходном варианте, обращении (инверсии), ракоходном обращении. Каждый модус может быть изложен от каждой из 12 ступеней высотной системы; т. о., всего звуковых форм может быть до 48 . При сочинении музыки композитор по своему желанию выбирает те или иные группы звуков различных модусов серии для мелодии, контрапунктирующих голосов, аккордов. Введение каких-либо сочетаний звуков, не являющихся производными серии, не допускается. Некоторые композиторы, не отказывающиеся от ладотональной основы музыки, применяют технику Д. в отдельных эпизодах своих произведений. См. также Серийная техника , Пуантилизм .
Лит.: Тильман И., О додекафонном методе композиции, 'Советская музыка', 1958, | 11; Денисов Э., Додекафония и проблемы современной композиторской техники, в сб.: Музыка и современность, в. 6, М., 1969; Hauer J., Vom Wesen des Musikalischen. Ein Lehrbuch der Zwolftonmusik, W., 1920; Schonberg A., Style and idea, N. Y., [1950J; Krenek E., Zwolftonkontrapunkt-Studien, Mainz, 1952; Jelinek H., Anleitung zur Zwolftonkomposition, Bd 1-2, W., 1952-58; Perle G., Serial composition and atonality, 2 ed., Berk.-Los Ang., 1968.
Ю. H. Холопов.