природы', выдающееся философское произведение Ф. Энгельса, содержащее наиболее развёрнутое изложение диалектико-материалистического понимания важнейших проблем теоретического естествознания. 'Д. п.' - незаконченное произведение, дошедшее до нас в виде рукописи, которая состоит из 2 набросков плана, 10 более или менее отделанных статей и 169 заметок и фрагментов. Замысел 'Д. п.' изложен в письме Ф. Энгельса К. Марксу от 30 мая 1873. Концепция книги сложилась и была разработана в 1873-76. Основная часть 'Д. п.' была написана в 1873-82. Кроме того, к 'Д. п.' Ф. Энгельс отнёс 3 заметки, написанные в 1885-86 и первоначально относившиеся к его произведениям 'Анти-Дюринг' и 'Людвиг Фейербах...'. Работа над 'Д. п.' была прервана смертью К. Маркса; после этого Ф. Энгельс вынужден был посвятить всё своё время завершению 'Капитала' и руководству международным рабочим движением.
Задача, которую ставил перед собой Ф. Энгельс при работе над 'Д. п.', сформулирована в предисловии ко 2-му изданию 'Анти-Дюринг'. Ф. Энгельс, описывая ход своих естественнонаучных занятий, отмечает: '... дело шло о том, чтобы и на частностях убедиться в той истине, которая в общем не вызывала у меня никаких сомнений, а именно, что в природе сквозь хаос бесчисленных изменений прокладывают себе путь те же диалектические законы движения, которые и в истории господствуют над кажущейся случайностью событий,... для меня дело могло идти не о том, чтобы внести диалектические законы в природу извне, а о том, чтобы отыскать их в ней и вывести их из нее' (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 11, 12). Т. о., задача состояла в том, чтобы вскрыть объективную диалектику в природе, а тем самым обосновать необходимость сознательной материалистической диалектики в естествознании и изгнать из него идеализм, метафизику и агностицизм; дать диалектико-материалистическое обобщение важнейших результатов развития естествознания и тем самым обосновать всеобщность основных законов материалистической диалектики.
О структуре 'Д. п.' можно судить на основании наброска общего плана, который относится, вероятно, к августу 1878; 11 пунктов этого плана можно объединить в 3 группы: естествознание и философия (1-3); классификация наук и диалектическое содержание отдельных наук (4-5); критика агностицизма, идеализма и метафизики в естествознании (6-11). Однако фактическое содержание 'Д. п.' не вполне, а лишь в общем и целом соответствует этому плану. Особенно фрагментарно представлена последняя часть.
В статьях и фрагментах, относящихся к общей (первой) части, Ф. Энгельс исследует достижения естественных наук начиная с эпохи Возрождения, показывает обусловленность развития естествознания развитием производства и неразрывную связь естествознания с философией и доказывает, что '... в естествознании, благодаря собственному развитию, метафизическая концепция стала невозможной', что 'возврат к диалектике совершается бессознательно, поэтому противоречиво и медленно' (там же, с. 343). Ф. Энгельс выделяет 2 основные формы домарксистской диалектической философии (древнегреческая философия и классическая немецкая философия от И. Канта до Г. Гегеля), подвергает критике идеалистическую диалектику Гегеля, подчёркивает роль трёх великих открытий в естествознании (закон сохранения и превращения энергии, органическая клетка, дарвинизм), обнаруживших диалектику природы, и ставит перед теоретическим естествознанием задачу - сознательно овладеть рациональной, материалистической диалектикой (см. там же, с. 343-72, 500-25). Ф. Энгельс даёт определение диалектики и перечисляет её основные законы. Диалектика есть '... наука о всеобщей связи' (там же, с. 343), '... наука о наиболее общих законах всякого движения' (там же, с. 582). Эти законы сводятся к 3 главным: закон перехода количества в качество и обратно, закон взаимного проникновения противоположностей, закон отрицания отрицания, Ф. Энгельс различает объективную диалектику природы и субъективную диалектику мышления; субъективная диалектика отражает объективную диалектику; диалектика есть высший метод мышления. Ф. Энгельс, однако, не ставит своей целью дать руководство по диалектике: 'Мы не собираемся здесь писать руководство по диалектике, а желаем только показать, что диалектические законы являются действительными законами развития природы и, значит, имеют силу также и для теоретического естествознания' (там же, с. 385, см. также с. 526-57).
Центральной идеей основной (второй) части 'Д. п.' является классификация форм движения материи и соответственно этому классификация наук, изучающих эти формы движения. Низшая форма движения - это простое перемещение, высшая - мышление. Основные формы, которые изучаются естественными науками: механическое, физическое, химическое и биологическое движение. Каждая низшая форма движения переходит посредством диалектического скачка в высшую форму. Каждая высшая форма движения содержит в себе как подчинённый момент низшую форму, но не сводится к ней (см. там же, с. 391-407, 558-71). Опираясь на эту центральную идею, Ф. Энгельс последовательно рассматривает диалектическое содержание математики, механики, физики, химии, биологии и переходы от одной формы движения к другой и, соответственно, от одной науки к другой. При этом в математике он выделяет проблему кажущейся априорности и математической абстракции и выясняет их объективный смысл, в физике - учение о превращении энергии, в химии - проблему атомистики, в биологии - проблему происхождения и сущности жизни, клеточную теорию, дарвинизм. Переход от естествознания к истории общества образует разработанная Ф. Энгельсом трудовая теория происхождения человека (см. там же, с. 486-99).
В критической части своего труда Ф. Энгельс показывает односторонний эмпиризм позитивистов, различные проявления антинаучного реакционного мировоззрения в естествознании.
Исследуя диалектику природы, Ф. Энгельс опирался на достижения современного ему естествознания. Вполне закономерно, что за прошедшие десятилетия бурного развития всех естественных наук отдельные частности 'Д. п.' не могли не устареть. Однако общая методология и общая концепция этой книги до сих пор сохраняют своё непреходящее значение. Идеи 'Д. п.' получили отражение в произведениях Ф. Энгельса 'Анти-Дюринг' и 'Людвиг Фейербах...'. Эти идеи были развиты в труде В. И. Ленина 'Материализм и эмпириокритицизм' и в работах философов и естественников-марксистов.
При жизни Энгельса 'Д. п.' не публиковалась. В течение 30 лет после его смерти рукопись оставалась в архивах немецких социал-демократов. За это время были опубликованы только 2 статьи, включённые Ф. Энгельсом в состав 'Д. п.': 'Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека' - в 1896 в журнале 'Die Neue Zeit' (Штутгарт) (рус. пер. 1906) и 'Естествознание в мире духов' - в 1898 в ежегоднике 'Illustrirter Neue Welt-Kalender' (Гамбург).
Полностью 'Д. п.' была впервые опубликована в1925 в СССР Институтом Маркса и Энгельса параллельно на языке оригинала и в переводе на русский язык ('Архив Маркса и Энгельса', книга 2, редактор Д. Б. Рязанов). Впоследствии 'Д. п.' неоднократно переиздавалась, при этом уточнялась расшифровка рукописи, улучшался перевод, совершенствовалась система расположения материала, обогащался научно-справочный аппарат. После публикации 1925 важнейшими были: издание на языке оригинала в 1935 (Marx - Engels Gesamtausgabe. F. Engels, 'Herrn Eugen Duhrings Umwalzung der Wissenschaft. Dialektik der Natur', Sonderausgabe, Moskau - Leningrad, 1935), русское издание 1941 и публикация 'Д. п.' 1961 в 20-м т. Соч. К. Маркса и Ф. Энгельса. Сложная задача правильного расположения глав и фрагментов 'Д. п.' была впервые разрешена в издании 1941 (подготовил В. К. Брушлинский), весь материал рукописи удалось расположить в соответствии с основными линиями плана Ф. Энгельса.
На основе публикации 1925 текст 'Д. п.' в улучшенном виде был напечатан в1927 в немецком издании 'Архива Маркса и Энгельса' ('Marx - Engels - Archiv', Bd 2), в 1929-36 вышло несколько отдельных изданий на русском языке, в 1931 'Д. п.' была напечатана в 14-м т. Сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса. В 1931 в Софии был издан болгарский перевод, в 1932 в Харькове - перевод на украинский язык и в 1936 в Ереване - на армянский язык.
На основе издания 1935 с 1940 вышло несколько изданий в Великобритании и США, в 1941 в Аргентине, в 1948 в Японии, в 1950 во Франции и Италии.
Русское издание переиздавалось несколько раз в 1946-55; было переведено на украинский(1949), латышский (1949), армянский (1950), грузинский(1950), белорусский (1954), литовский (1960), эстонский (1962), азербайджанский (1966), туркменский (1969), английский (Москва, 1954, Лондон, 1955, Торонто, 1956), тамильский (Москва, 1969) языки. В 1959 по образцу русского издания 1941 в ГДР вышло 1-е издание на языке оригинала. Аналогичные издания вышли в Болгарии (1950), Чехословакии - на чешском (1950) и словацком (1954) языках, Венгрии (1952), Польше (1952), Франции (1952), Югославии - на словенском языке (1953), Японии (1953), Румынии (1954), Италии (1955), Китае (1955), Корее (1957), Мексике (1961), Вьетнаме (1963).
В основу публикации 'Д. п.' в 20-м т. 2-го издания Сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса (1961) было положено издание 1941. Аналогичные издания этого тома вышли в ГДР (1962), Венгрии (1963), Румынии (1964), Болгарии (1965), на Украине (1965), в Японии (1968) и должны выйти в Китае, Корее, Польше, Чехословакии, а также на английском и итальянском языках в составе Сочинений Маркса и Энгельса. По тексту 20-го т. 'Д. п.' была издана отдельной книгой в 1964, 1965 и 1969.
Т. о., полный текст 'Д. п.' был издан в 18 странах на 27 языках не менее 100 раз. В СССР 'Д. п.' издавалась полностью на 13 языках более 50 раз общим тиражом свыше 2,5 млн. экземпляров (на 1 января 1970).
Лит.: Кедров Б. М., О произведении Ф. Энгельса 'Диалектика природы', 2 изд., М., 1954; его же, Классификация наук, кн. 1 - Энгельс и его предшественники, М., 1961; его же, Энгельс и диалектика естествознания, М., 1970; Кольман Э., О работе Энгельса 'Диалектика природы', [M.], 1946; Максимов А. А., О произведении Ф. Энгельса 'Диалектика природы', М., 1946; Холдейн Дж. Б. С., Предисловие к первому изданию на английском языке 'Диалектики природы' Ф. Энгельса. 'Природа', 1968, |9.
Г. А. Багатурия.