(Dembowski) Эдвард [25.4 (или 31.5).1822, Варшава, - 27.2.1846, Подгуж, близ Кракова], польский философ, революционный демократ. Выходец из аристократической семьи. В 1839 вступил в подпольную патриотическую организацию 'Содружество польского народа' и вскоре стал руководителем её революционного крыла. В 1842 основал в Варшаве журнал 'Пшеглёнд науковы' ('Przeglad naukowy'), вокруг редакции которого группировалась радикальная молодёжь. В 1843 эмигрировал в Познанское княжество, откуда год спустя был выслан полицией. С середины 1845 нелегально находился в Галиции, где вёл подготовку национально-освободительного восстания. 24 февраля 1846 прибыл в восставший Краков (см. Краковское восстание 1846 ), занял пост секретаря диктатора Я. Тыссовского. 26 февраля ликвидировал контрреволюционный заговор краковских помещиков, провозгласил отмену барщины, переход земли в собственность крестьян, ликвидацию всех привилегий шляхты, создание национальных мастерских для ремесленников. 27 февраля возглавил процессию, направившуюся в Галицию для разъяснения крестьянству целей революции. Убит при нападении австрийских войск.
Будучи сторонником и пропагандистом Г. Гегеля, Д. тем не менее выступал с критикой 'эклектизма' его философии, в которой усматривал попытку примирить противоречивые элементы - 'существующее зло с прогрессом' - и тем самым прийти к теоретическому оправданию зла. Д. подчёркивал необходимость нового философского синтеза, в котором гегелевская диалектика с присущим ей принципом отрицания была бы объединена с признанием революционной активности масс как основной направляющей силы исторического процесса. Попыткой такого синтеза была созданная под влиянием Л. Фейербаха 'философия творчества', изложенная в сочинении Д. 'Мысли о будущности философии' (1845). В 'философии творчества' выражено стремление освободиться от гегелевского панлогизма - центр творческого развития переносится с идеи на само бытие, 'ощущающую действительность'. В духе социалистических идей Д. развивает учение о процессе 'обобществлений', согласно которому содержание истории заключается в расширении границ общественной свободы: эта свобода реализуется в политическом и социальном освобождении народных масс, через отмену частной собственности. В эстетике Д. обосновывал революционный романтизм. Портрет стр. 65 .
Соч.: Pisma, t. 1-5, [Warsz.], 1955; в рус. пер. - Несколько мыслей об эклектизме, в кн.: Избр. произв. прогрессивных польских мыслителей, т. 3, М., 1958; О поступательном движении в философском понимании реального бытия, там же; Творчество как первоначало (zywiol) самобытной польской философии, там же.
Лит.: Нарский И. С., Мировоззрение Э. Дембовского, М., 1954; Sladkowska A., Poglady spoleczno-polityczne i filozoficznе Edwarda Dembowskiego, [Warsz.], 1955; Ladyka J., Dembowski, Warsz., 1968.
И. С. Миллер.