Александр Сергеевич [2(14).2.1813, с. Троицкое, ныне Белёвского района Тульской области, - 5(17).1.1869, Петербург], русский композитор. Учился пению, игре на фортепиано и скрипке. В конце 20 - начале 30-х гг. 19 вв. изданы первые сочинения Д. (романсы, фортепианные пьесы). Решающую роль в его музыкальном развитии сыграла встреча с М. И. Глинкой (начало 1835). В 1837-41 Д. написал первую оперу - 'Эсмеральда' (по роману В. Гюго 'Собор Парижской богоматери', пост. 1847, Москва), в которой отразились романтические тенденции, характерные для его раннего творчества. В 40-х гг. создал ряд лучших романсов, в том числе 'Я вас любил', 'Свадьба', 'Ночной зефир'. Главное произведение Д. - опера 'Русалка' (по одноименной драматической поэме Пушкина, пост. 1856, Петербург).
С конца 50-х гг. широко развернулась музыкально-общественная деятельность Д. В 1859 он был избран членом комитета Русского музыкального общества. В это время сблизился с группой молодых композиторов, известной впоследствии под названием. 'Могучая кучка' ; участвовал в работе сатирического журнала 'Искра' (позже и 'Будильника').
В 60-х гг. Д. обратился к симфоническому жанру и создал 3 оркестровые пьесы, основанных на народных темах: 'Баба-яга, или С Волги nach Riga' (1862), 'Малороссийский казачок' (1864), 'Чухонская фантазия' (1867). В 1864-65 совершил заграничную поездку (впервые был за границей в 1844-1845), во время которой в Брюсселе исполнялись некоторые его произведения. В 1866 Д. начал работать над оперой 'Каменный гость' (по Пушкину), поставив новаторскую задачу - написать оперу на полный, неизмененный текст литературного произведения. Работа не была завершена. По завещанию автора неоконченную 1-ю картину дописал Ц. А. Кюи, а инструментовал оперу Н. А. Римский-Корсаков (пост. 1872, Петербург).
Д. вслед за Глинкой заложил основы русской классической музыкальной школы. Развивая народно-реалистические принципы музыки Глинки, он обогатил их новыми чертами. В творчестве Д. нашли отражение тенденции критического реализма 40-60-х гг. 19 в. В ряде произведений (опера 'Русалка', песни 'Старый капрал', 'Червяк', 'Титулярный советник') он с большой остротой воплотил тему социального неравенства. Для лирики Д. характерно стремление к детальному психологическому анализу, к обнажению сложных душевных противоречий. Он тяготел преимущественно к драматическим формам выражения. В 'Русалке', по словам композитора, его задачей было воплощение драматических элементов русской народности. Склонность к драматизации часто проявлялась у Д. и в вокальной лирике (романсы 'Мне грустно', 'И скучно и грустно', 'Я всё ещё его люблю' и др.). Основным средством создания конкретного индивидуального образа служило для Д. воспроизведение живых интонаций человеческой речи. Его девизом были слова: 'Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды'. Этот принцип наиболее радикально осуществлен в опере 'Каменный гость', основанной почти полностью на мелодизированном речитативе. Реалистическое новаторство Д., его смелую постановку социальных проблем русской действительности, гуманизм высоко оценивало молодое поколение композиторов, выдвинувшееся в 60-х гг. 19 в. М. П. Мусоргский, наиболее близкий Д. по направленности творчества, назвал его великим учителем правды в музыке.
Соч.: Избр. письма, М., 1952.
Лит.: А. С. Даргомыжский (1813-1869). Автобиография. Письма. Воспоминания современников, П., 1921; Серов А. Н., Русалка. Опера А. С. Даргомыжского, в его кн.: Избр. статьи, т. 1, М. - Л., 1950; Пекелис М., Даргомыжский и народная песня. К проблеме народности в русской классической музыке, М. - Л., 1951; его же, А. С. Даргомыжский и его окружение, т. 1, М., 1966.
Ю. В. Келдыш.