Значение ДАРГОМЫЖСКИЙ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ в Большом энциклопедическом словаре

ДАРГОМЫЖСКИЙ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ

(1813-69)

российский композитор, один из основоположников русской классической музыки. Последователь М. И. Глинки. Главное произведение - опера "Русалка" (1855, по драматической поэме А. С. Пушкина) знаменовала рождение нового жанра русской оперы - народно-бытовой психологической драмы. Творчество Даргомыжского отразило критические социальные тенденции (песни "Старый капрал", "Титулярный советник" и др.). Разработал метод т. н. интонационального реализма (воспроизведение интонаций речи посредством мелодизированного речитатива в опере "Каменный гость", на неизмененный текст "маленькой трагедии" А. С. Пушкина; завершена Ц. А. Кюи и Н. А. Римским-Корсаковым, 1872). Оказал значительное влияние на музыку композиторов "Могучей кучки", П. И. Чайковского. Опера "Эсмеральда" (1841), опера-баллада "Торжество Вакха" (1848), сочинения для оркестра (в т. ч. "Баба-яга", 1862, "Чухонская фантазия", 1867), для фортепиано, романсы и др.

Большой энциклопедический словарь.