Значение ГУССЕРЛЬ ЭДМУНД в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ГУССЕРЛЬ ЭДМУНД

(Husseri) Эдмунд (8.4.1859, Просниц, Моравия, - 26.4.1938, Фрей-бург), немецкий философ-идеалист, основатель философской школы феноменологии . Профессор в Галле, Гёттингене и Фрейбурге. Ученик Ф. Брентано и К. Штумпфа ;испытал также влияние Б. Больцано , неокантианства (преимущественно Марбургской школы) и др. Г. выступил как резкий критик скептицизма и релятивизма в философии ('Логические исследования', рус. пер., т. 1, 1909). Носителем этих тенденций Г. считает психологизм - убеждение в том, что всякий познавательный акт определяется по своему содержанию структурой эмпирического сознания, а потому ни о какой истине, не зависящей от субъективности познающего, говорить нельзя. Наиболее чистое выражение психологизма Г. видит в той линии, которая идёт от Дж. Локка и Д. Юма через Дж. Милля к В. Вундту. Современные варианты психологизма Г. находит в натурализме (т. е. установке естествоиспытателя, превращенной в мировоззренческую установку) и историцизме (как основном философском принципе). По мнению Г., сами науки о природе и истории нуждаются в определённом обосновании, которое может дать только философия, понятая как строгая наука, наука о феноменах сознания - феноменология. Следуя по пути рационализма Р. Декарта, Г. стремится найти последние самоочевидные логические принципы и т. о. очистить сознание от эмпирического содержания. Это очищение совершается с помощью редукции. Поскольку философия, согласно Г., должна прежде всего освободиться от всех догматических утверждений, вырастающих на почве обычной, 'естественной установки' сознания по отношению к миру, Г. требует совершить 'эпохе', т. е. акт воздержания от какого-либо утверждения. В результате редукции остаётся последнее неразложимое единство сознания - интенциональность, т. е. направленность на предмет, которую Г. рассматривает как чистую структуру сознания, свободную от индивидуальных (психологических, социальных, расовых и др.) характеристик. С помощью понятия интенциональности Г. стремился решить главный теоретико-познавательный вопрос о связи субъекта и объекта: она призвана служить как бы мостом между ними - быть одновременно представителем имманентного мира общечеловеческого сознания и трансцендентного мира бытия, предметности, феноменология есть, по Г., наука о чистом сознании как переживании интенциональных актов; Г. называет это переживание 'усмотрением сущности' (Wesensschau). Претендуя на нейтральную позицию в решении основного вопроса философии, Г. предложил исключить из феноменологии 'положения о бытии'. Принятие 'сущностей' сближает философскую позицию Г. с платоновским идеализмом; в отличие от 'идей' Платона, имеющих онтологический (бытийственный) статус, 'сущности' Г. выступают лишь в качестве 'значений', не обладающих сферой существования (хотя тенденция к онтологизму у Г. постепенно нарастала). Т. о., субъективистские мотивы Г. сочетает с объективно-идеалистическими.

В поисках твёрдых оснований Г. вынужден был непрерывно видоизменять свою философию. В итоге он обращается к идее 'жизненного мира', сближаясь с философией жизни . Переход на позиции исторической трактовки абсолютного опыта осуществляется в одной из последних работ Г. 'Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология' (опубл. 1954), причём современную ему европейскую духовную ситуацию Г. рассматривает как кризисную, связывая это с господством сциентизма и натуралистически-позитивистского мировоззрения вообще.

Г. оказал влияние на современную буржуазную философию; среди его учеников - М. Шелер , Н. Гартман , М. Хайдеггер и др. Феноменология (для которой характерна переориентация с объекта на субъект, с понятийно-спекулятивных методов философского анализа - на 'непосредственное прозрение' и 'переживание истины' и т. д.) послужила одним из источников экзистенциализма . Философия Г. является отражением глубокого кризиса буржуазной философской мысли.

Соч.: Philosophic der Arithmetik, Bd I, Lpz., 1891: Vorlesungen zur Phanomenologie des inneren Zeitbewubtseins, Halle, 1928; Husserliana, Bd 1-8, 's-Gravenhague, 1950-1959; Erfahrung und Urteil, Hamb., 1954: в рус. пер. - Философия, как строгая наука, 'Логос', 1911, кн. 1 .

Лит.: Яковенко Б. В., Философия Э. Гуссерля, 'Новые идеи в философии', 1913, сб. 3; Шпет Г. Г., Явление и смысл, М., 1914; Какабадзе 3 . М., Проблема 'экзистенциального кризиса' и трансцендентальная феноменология Э. Гуссерля, Тб., 1966; Гайденко П.П., Проблема интенциональности у Гуссерля и экзистенциалистская категория трансценденции, в сборнике: Современный экзистенциализм, М., 1966; Мотрошилова Н. В., Принципы и противоречия феноменологической философии, М., 1968; Бегиашвили А. Ф., Проблема начала познания у Б. Рассела и Э. Гуссерля, Тб., 1969; Farber М., The foundation of phenomenology, Camb., 1943; Diemer A., Ed. Husserl, 2 Aufl., Meisenheim am Glan, 1965; Tugendhat Е., Der Wahrheitsbegriff bei Husserl und Heidegger, 2 Aufl., B., 1970.

П.П. Гайденко.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.