Анна Семеновна [16(28).1.1864, Зарайск, ныне Московской области - 7.9.1927, там же], советский скульптор. Училась в Москве у С. М. Волнухина (1889-90) и в училище живописи, ваяния и зодчества (1891-94) у С. И. Иванова, а также в Петербургской АХ (1894) у В. А. Беклемишева. Неоднократно посещала Париж, где занималась в академии Коларосси (1895-96), работала в собственной мастерской (1897-98); пользовалась советами О. Родена . Жила главным образом в Москве. Преподавала на Пречистенских рабочих курсах (1913-16) и в Свободных художественных мастерских - Вхутемасе (1918-1922). Участница революционного движения (Г. хранила и распространяла нелегальную литературу, в 1905 организовала явочную квартиру и госпиталь для раненых дружинников). Г. первой из русских скульпторов создала портрет К. Маркса (гипс, 1905, Третьяковская галерея) и обратилась к теме пролетариата, стремясь в обобщённых, порой поднимающихся до значения символа образах передать пробуждение рабочих масс, их могучий дух в борьбе за социальную справедливость ('Железный', 1897, 'Идущий', 1903, 'Сидящий', 1912, - все гипс, Русский музей, Ленинград; 'Раб', дерево, 1909, там же; 'Рабочий', гипс, 1909, Третьяковская галерея). В декоративных и станковых композициях Г. социальные мотивы и драматизм содержания порой сочетаются с отвлечённой символикой в духе стиля 'модерн' [горельефы 'Пловец' ('Волна'; гипс, 1901, на фасаде МХАТа) и 'Вдали музыка и огни' (мрамор, 1910, Русский музей)]. Наиболее значительны выполненные Г. портреты, отличающиеся острым психологизмом, одухотворённостью и внутренней экспрессией - воплощение внешнего облика и сложного, противоречивого духовного мира человека начала 20 в. (портреты: Андрея Белого, гипс, 1907, Е. П. Носовой, мрамор, 1912, Т. А. Ивановой, гипс, 1925, - все Русский музей; А. Н. Толстого, дерево, 1911, А. М. Ремезова, дерево, 1911, - оба Третьяковская галерея; В. Г. Черткова, дерево, 1926, Музей Л. Н. Толстого, Москва). Импрессионистическая (см. Импрессионизм ) текучесть форм, богатство светотеневых контрастов, особенно характерные для ранних произведений Г., сосуществуют в её творчестве с поисками большей конструктивности и пластической ясности форм.
Соч.: Несколько слов о ремесле скульптора, М., 1923, переизд., [М.]. 1963.
Лит.: А. С. Голубкина. Юбилейная выставка. Каталог, М., 1964; Лукьянов С., Жизнь А. С. Голубкиной, М., 1969.
И. М. Шмидт.