(греч. hymnos), торжественная песнь на стихи программного характера. Известны Г. государственные, революционные, военные, религиозные, в честь исторических событий, героев и т.д. В Древней Греции Г. - культовая песня в честь божества (Аполлона, Диониса). В 7-5 вв. до н. э. Г. писали Алкей, Алкман, Пиндар. Под названием Г. до нас дошли поэтические произведения эпико-повествовательного характера; наиболее известны т. н. гомеровские Г. (приписывались в древности Гомеру), орфические Г. (эпоха позднего эллинизма). Утвердившееся христианство создало гимнографию, входящую в церковное богослужение и молитвенный обиход (гимны Романа Сладкопевца, Иоанна Дамаскина в восточной церкви, 'Те Deum laudamus' и др. на Западе). Социально-религиозные движения 15-16 вв. породили многочисленные духовные Г.: протестантский (лютеровский) хорал в Германии (выдающийся образец - 'Наш бог - наша твердыня' - 'Ein' feste Burg ist unser Gott'), гуситские песни в Чехии. Великая французская революция вызвала к жизни революционные Г., в том числе 'Марсельезу' . Революционный пролетариат создал свой Г. - 'Интернационал' . До 1 января 1944 он был также государственным гимном СССР. В 1944 в СССР был введён новый государственный Г. (музыка А. В. Александрова), а 'Интернационал' стал партийным гимном. Государственные Г. существуют во всех современных государствах; наряду с государственным гербом и государственным флагом Г. является официальным символом государства. Свои Г. имеют союзные республики СССР. Жанр Г. представлен в хоровом, оперном, симфоническом искусстве (финальные хоры 9-й симфонии Бетховена и оперы 'Иван Сусанин' Глинки и др.). В духе Г. написана песня о Великой Отечественной войне - 'Священная война' (слова В. И. Лебедева-Кумача, музыка А. В. Александрова).
Лит.: Бернштейн Н., История национальных гимнов, П., 1914; Netti P., National anthems, N. Y., [1952]; Diehl K. S., Hymns and tunes; an index, N. Y., 1966.