(греч. от ?????? — петь, славить, хвалить). У древних в Г. прославлялись боги и герои; пелись при жертвоприношениях и торжествах. У евреев Г. встречаются в собраниях псалмов Давида. У христиан Г. — хвалебная песнь Богу или святым. Христианский Г. ведет свое начало от первых времен христианства, когда хвалебные песни пелись в катакомбах и пещерах. В христианское богослужение вошли Г. как Ветхого Завета — напр. гимны Захария и Симеона — так и Нового Завета. К прекрасным образцам христианских Г. принадлежат амвросианский "Те Deum" и "Коль славен наш Господь в Сионе". У лютеран многие хоралы могут быть отнесены к разряду Г. Национальный Г. — песнь торжественного содержания, исполняемая при всех официальных случаях. Русский народный Г. — "Боже Царя храни", Львова. Из Г. других государств по музыкальным достоинствам особенно выдается английский национальный Г., вошедший в употребление и во многих других государствах, как то Пруссии, Швеции, России (до гимна Львова). Национальные гимны писали Львов, Люлли, Лист, Руже де Лиль, Гайдн, Кверульер, Гретри. Из сборников таких Г. известны: "Recueil dairs nationaux" Леона Шика (переложение для оркестра) и сборник национальных гимнов всех государств света Щуровского, для фортепиано, с пением. Г. вообще пишется в необширной форме песни, в коленном складе. Но есть Г., получившие у композиторов более широкое развитие, напр. "Те Deum" Берлиоза, "Lobgesang" Мендельсона и др.Н. С.
Значение слова ГИМН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ГИМН
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012