школа, одна из средневосточных школ миниатюры (главным образом иллюстрации в рукописной книге), существовавшая в 15 в. в столице государства Тимуридов - Герате . Её первый период связан с основанием в 1410-е гг. придворной мастерской рукописей (китабхана), конец - с завоеванием Герата в 1507 Шейбани-ханом. Развитие городской жизни и культуры феодального Герата создало необходимые предпосылки для расцвета искусства миниатюры. Книжная иллюстрация, находясь в стилевом единстве с монументальной живописью и прикладным искусством, приобретает небывалое дотоле значение в общей системе оформления рукописи. Образный строй миниатюр Г. ш. связан с представлением о благоуханной природе, полной ярких красок и гибких линий. Весенний сад с цветущими деревьями, лужайки и окаймленные сочной зеленью ручьи, архитектура, изукрашенная растительностью и геометрическим орнаментом, образуют традиционный декоративный фон, на котором разворачивается действие. Для Г. ш. характерно плотное письмо без моделировки светотенью. Интенсивные локальные тона обычно сгармонированы и не создают впечатления пестроты. В изощрённой орнаментальности, сочетающейся со звучностью цвета, заключены особенность художественной формы Г. ш. и сила её воздействия.
Первый этап Г. ш., преемственно связанный со школой миниатюры Шираза 14-15 вв., а также, вероятно, Багдада и Тебриза (см. Тебризская школа ), характеризуется иллюстрациями, точно следующими тексту. Пейзаж, трактованный несколькими планами, сравнительно прост и играет подчинённую роль, число действующих лиц невелико, фигуры крупны и несколько статичны, композиции тяготеют к симметричным построениям ('Антология' Байсункара, 1427, частное собрание, Сеттиньяно; 'Гулистан' Саади, 1427, библиотека Честера Битти, Дублин; 'Хамсе' Низами, 1431, Эрмитаж, Ленинград) Исключение представляет парадный экземпляр 'Шахнаме' (1430, библиотека Голестанского дворца, Тегеран), выделяющийся своим размером и отступающий от камерного стиля большинства манускриптов. 'Населённость' его миниатюр, сложность архитектурных фонов, применение ракурсов и реализм жестов предвосхищают расцвет Г. ш. в конце 15 в., связанный с новаторским творчеством Кемаледдина Бехзада . Бехзад придал миниатюре изысканную декоративность и значительно расширил круг её видов и жанров, создавая наряду с иллюстрациями станковые листы, не связанные с книгой, и портреты. Вместе со своим воспитателем Мирак Наккашем и учеником Касимом Али Бехзад иллюстрировал рукопись 'Хамсе' Низами (1494/1495, Британский музей, Лондон), считающуюся эталоном позднегератской школы, художники которой выработали в тесном сотрудничестве единый стиль. Миниатюристов последней четверти 15 в. привлекают острые драматические ситуации; усложнённые многоплановые пространственные композиции часто выходят на поля страниц (иллюстрации 'Бахрам Гур поражает дракона' из 'Хамсе' Низами, 1493, Брит. музей) или неожиданно оказываются обрезанными рамкой. Новаторский характер Г. ш. заключается в острой наблюдательности художников, в правдивости деталей и главным образом в доминирующем интересе к человеку, в стремлении передать его эмоциональное состояние при помощи окружающего пейзажа, в выразительности жестов и поз. Влияние Г. ш. проявилось в творчестве художников тебризской школы, мавераннахрской школы (Средняя Азия) и могольской школы .
Лит.: Всеобщая история искусств, т. 2, кн. 2, М., 1961, с. 162-69; Акимушкин О. Ф., Иванов А. А., Персидские миниатюры XIV- XVII вв., М., 1968; Gray В., Persian painting, Gen., 1961; см. также лит. при ст. Афганистан .
О. Н. Галеркина.