Значение слова ГЁЛЬДЕРЛИН в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ГЁЛЬДЕРЛИН

Хёльдерлин (Нolderlin) Иоганн Кристиан Фридрих (20.3.1770, Лауфен, - 7.6.1843, Тюбинген), немецкий поэт. Изучал богословие в Тюбингене (1788-93) одновременно с Г. Гегелем и Ф. Шеллингом. В 1794-95 жил в Йене, где слушал лекции И. Фихте и познакомился с Ф. Шиллером и И. В. Гёте. Положение полунищего гувернёра и особенно безнадёжная любовь к жене банкира Сюзетте Гонтар (названной им в стихах Диотимой) тяжело отразились на душевном состоянии поэта. Однако Г. продолжал работать над стихами и переводами. В 1806 был помещен в психиатрическую лечебницу.

В 80-е гг. поздний представитель 'Бури и натиска' (стихи 'Лавровый венок', 'Густав Адольф' и др.), Г. к началу Великой французской революции создаёт поэзию, проникнутую осознанной гражданственностью. В 'Гимнах к идеалам человечества' (1790-97) - образцах революционного просветительского классицизма Г. выражает стремление к борьбе ради торжества свободы. Надежда, что Великая французская революция станет источником прогрессивных перемен и в феодально-раздробленной Германии, утрачена поэтом после термидорианских событий. С середины 90-х гг. поэт обращается к руссоистскому пантеистическому культу природы ('К природе'), стремится философски понять противоречия послереволюционной действительности ('Песнь судьбы Гипериона', 'Человек', 'Ванини', 'Глас народа'). Его идеалом становится гуманистическая утопия в духе Эллады ('Диотима', 'Плач Менона по Диотиме', 'Архипелаг'). На рубеже столетий в поэзии Г. появляются элегические тонкие аллегорические образы Любви и Страдания, мотивы безнадёжного одиночества. Трагична судьба его героев, романтических бунтарей в лирическом романе 'Гиперион, или Отшельник в Греции' (1797-99), и в трагедии 'Смерть Эмпедокла' (1798-99, рус. пер. 1931). Новатор стиха, Г. оказал влияние на немецкую поэзию 20 в. Элементы мистики, проявившиеся в поздней поэзии Г., были использованы буржуазной критикой для искажения его творческого облика. Советские литературоведы и учёные ГДР освещают творчество Г. как переходное явление от Просвещения к прогрессивному романтизму.

Соч.: Samtliche Werke, Bd 1-6, Stuttg., 1946-61; в рус. пер. - Сочинения, М., 1969.

Лит.: Луначарский А. В., Социология и патология в истории литературы, 'Литературный критик', 1935, | 12; Берковский Н. Я., Ф. Гельдерлин, 'Вопросы. литературы', 1962, | 1; Becher J. R., Uber Literatur und Kunst, B., 1962, S. 865-71; Leonhard R., Vorwort, в кн.: Holderlin J., Ein Lesebuch fur unsere Zeit, Weimar, 1956, S. 7-56; Michel W., Das Leben F. Ho1derlins, Fr./M., [1967].

Г. С. Слободкин.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.