Значение ГАЛЕВИ АБУ-ЛЬ-ХАСАН ИЕХУДА БЕН ШЕМУЭЛЬ РАББИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ГАЛЕВИ АБУ-ЛЬ-ХАСАН ИЕХУДА БЕН ШЕМУЭЛЬ РАББИ

(Halevi) Абу-ль-Хасан Иехуда бен Шемуэль рабби (около 1075, Толедо, - 1141, Египет), еврейский поэт и философ. Стихи писал на иврите и отчасти на арабском языке, философские сочинения - на арабском языке. Много путешествовал, был известен и как врач. С 1109 жил в Кордове. Умер на пути в Палестину. Поэтическое наследие Г. составляют светские и религиозные стихи, собранные в диван . Мажорная, вакхическая жизнелюбивость многих стихов о дружбе, любви, вине, пирах контрастирует у Г. с элегической скорбью в стихах, посвященных тяготам и страданиям народа. Впервые в еврейской поэзии Г. выступил как поэт-маринист. Виртуозный мастер формы, он пользовался различными метрами и строфическими формами, уснащал стихи парафразами из Ветхого завета, вводил арабские и испанские строки и фразы. Как философ Г. в 'Книге доказательства и довода в охранение униженной веры' (в переводе на иврит - 'Книга хазара') проводил антиномию науки как манифестации разума и веры, как манифестации интуиции. Отсюда, по Г., система доказательств, существенная для науки, не может быть существенной для веры. Творчество Г. оказало влияние на еврейскую литературу и философию. Образ Г. стал легендарным, одна из легенд о нём обработана Г. Гейне.

Соч.: Кол ширей рабби Иегуда Галеви, Тель-Авив, 1955.

Лит.: Гаркави А., Иегуда Галеви, 2 изд., СПБ, 1896; Kayser R., The life and times of Jehudah Halevi, N. Y., [1949]; Mop А,, Иегуда Галеви, houш ве мешорер, Тель-Авив, 1956.

М. И. Занд.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.