Значение ВЫСПЯНЬСКИЙ СТАНИСЛАВ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое ВЫСПЯНЬСКИЙ СТАНИСЛАВ

(Wyspianski) Станислав (15.1.1869, Краков, - 28.11.1907, там же), польский писатель, художник, театральный деятель. Родился в семье скульптора. Учился в краковской Школе изящных искусств (1884-95, с перерывами) у Яна Матейки и в академии Коларосси в Париже (1891-94). Один из основателей (1897) и видный участник краковского художественного объединения 'Искусство'. В изобразительном искусстве В. стремился к воплощению национального начала в рамках стиля 'модерн' . В эскизах витражей для францисканского костёла и собора на Вавеле в Кракове (1896-1906) В. использовал как средства выразительности гибкие, вибрирующие контурные линии и пятна чистых цветов. Принимая участие в издании журнала 'Zycie', В. создал новый тип оформления книги, достигнув декоративного единства шрифта и мягкого по ритму стилизованного растительного орнамента. Пастельным портретам и пейзажам В. свойственны обобщённая, выразительная манера рисунка, тонкая поэзия и одухотворённость. В. работал и в области декоративного искусства (оформление интерьера дома Медицинского общества в Кракове, около 1905; эскизы мебели, тканей, изделий из металла).

Пьесы и рапсоды В. посвящены древнему прошлому Польши ('Легенда', 1897: 'Болеслав Смелый', 1900; 'Казимеж Великий', 1900); исторические драмы поднимают проблематику польского романтизма и национально-освободительного движения ('Варшавянка', 1898; 'Легион', 1900; 'Ноябрьская ночь', 1904); пьесы на сюжеты древнегреческих мифов трактуют современные события в духе античной трагедийности ('Мелеагр', 1898; 'Проклятие', 1899; 'Возвращение Одиссея', 1907). Вершина творчества В. - метафорическая драма-памфлет и драма-сказка 'Свадьба' (1901), в которой, как и в других современных политических драмах ('Освобождение', 1903; 'Акрополь', 1904), он ставит вопрос о путях национально-освободительной борьбы, изображает распад польского буржуазного общества. Для творчества В. характерны сочетание реалистического видения мира с символикой, монументальность и синтетичность, использование одновременно словесных, музыкальных, пластических средств, что проявилось и в его режиссёрской деятельности.

Соч.: Dziela zebrane, t. 1-15, Kr., 1958-1968; Poezje, Warsz., 1957; в рус. пер. - Драмы. [Вступ. ст. Б. Ростоцкого], М., 1963.

Лит.: С. Выспянский и художники его времени. Каталог выставки, М., 1958; Витт В., Станислав Выспянский, в кн.: История польской литературы, т. 2, М., 1969; Skierkowska Е., Plastyka St. Wyspianskiego, Wr. - Kr., 1958; Lempicka A., Stanislaw Wyspianski, в кн.: Obraz literatury polskiej XIX i XX wieku, ser. 5 - Literatura okresu Mlodej Polski, t. 2, Warsz., 1967 [имеется библ.]; Stanislaw Wyspianski, [2 wyd.], Warsz., 1967; Stokowa М., Stanislaw Wyspianski. Monografia bibliograficzna, [t. 1-3], Kr., [1967-68].

Л. И. Тананаева, В. В. Витт.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.