Значение слова ВОЗВЫШЕННОЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое ВОЗВЫШЕННОЕ

эстетическая категория, характеризующая внутреннюю значительность предметов и явлений, несоизмеримых по своему идеальному содержанию с реальными формами их выражения.

Понятие о В. возникло на закате античности. В. характеризовало особый стиль ораторской речи (трактат Псевдо- Лонгина ' О высоком', 1 в. н. э., рус. пер., 1826). Это значение термина сохранилось вплоть до эпохи Возрождения. В классицизме было развито учение о 'высоком' и 'низком' стилях литературы (Н. Буало, Ш. Ватте и др.). Как самостоятельное эстетическое понятие В. было впервые разработано в трактате Э. Бёрка 'Философское исследование относительно возникновения наших понятий о возвышенном и прекрасном' (1757). Бёрк связывает В. с присущим человеку чувством самосохранения и видит источник В. во всём том, что '... так или иначе способно вызывать представление о страдании или опасности, т. е. всё, что так или иначе ужасно...' (цитата по книге: История эстетики, т. 2, М., 1964, с. 103).

И. Кант в 'Критике способности суждения' (1790) дал систематический анализ противоположности между прекрасным и В. (см. Соч., т. 5, М., 1966, с. 249-88). Если прекрасное характеризуется определённой формой, ограничением, то сущность В. заключается в его безграничности, бесконечном величии и несоизмеримости с человеческой способностью созерцания и воображения. В. обнаруживает двойственную природу человека: оно подавляет его как физическое существо, заставляет его осознать свою конечность и ограниченность, но одновременно возвышает его как духовное существо, пробуждает в нём идеи разума, сознание нравственного превосходства даже над физически несоизмеримой и подавляющей его природой. Вследствие этого нравственный характера В., связи его с идеей свободы Кант ставит В. выше прекрасного. И. Ф. Шиллер , развивая эти идеи Канта ('О возвышенном', 1792), говорит уже о В. не только в природе, но и в истории. В дальнейшем Шиллер преодолевает кантовское противопоставление прекрасного и В., вводя объединяющее их понятие идеально прекрасного.

В последующем развитии немецкой эстетики центр тяжести в понимании В. был перенесён с восприятия его на соотношение между идеей и формой, выражаемым и выражением. Ж. П. Рихтер определял В. как бесконечность, взятую применительно к чувственному предмету ('Vorschule der Asthetik', Hamb., 1804). Ф. В. Шеллинг - как воплощение бесконечного в конечном. В. для К. Зольгера есть идея, которая не выявилась полностью и только ещё 'должна раскрыться' (см. 'Vorlesungen uber Aesthetik', Lpz., 1829, S. 242-43), для Гегеля - несоразмерность между единичным явлением и выражаемой им бесконечной идеей.

Марксистская эстетика не противопоставляет В. прекрасному и рассматривает В. в тесной связи с героизмом , с пафосом борьбы и творческой деятельности масс. В. неотделимо от идеи величия и достоинства человека, и в этом ему родственно трагическое , которое представляет собой своеобразную форму возвышенно-патетического.

Лит.: Чернышевский Н. Г., Возвышенное и комическое, в кн.: Избр. философские сочинения, т. 1, М., 1950, с. 252-299; Борев Ю. Б., Категории эстетики, М., 1959, гл. 2; Каган М. С., Лекции по марксистско-ленинской эстетике, ч. 1, Л., 1963, с. 69-88; Seidl A., Zur Geschichte des Erhabenheitsbegriffes seit Kant, Lpz., 1889; Hipple W. J., The beautiful, the sublime, the picturesque in eightteenth century British aesthetic theory, Carbondale (Ill.), 1957; Monk S. H., The sublime..., [2 ed.], Ann Arbor, 1960.

В. В. Зубов.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.