Значение слова ВЕХИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ВЕХИ

'Сборник статей о русской интеллигенции', выпущен в Москве в 1909 группой публицистов и философов религиозно-идеалистического направления, выступивших против революции с позиций, близких кадетам (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, М. О. Гершензон, А. С. Изгоев, Б. А. Кистяковский, П. Б. Струве, С. Л. Франк). Авторы 'В.' считали Революцию 1905-1907 ошибкой и утверждали, что она явилась продуктом деятельности социалистически настроенной интеллигенции, которая '... была нервами и мозгом гигантского тела революции..., следовательно, ее история есть исторический суд над этой интеллигенцией' ('Вехи', с. 25). Социалистически настроенная интеллигенция обвинялась в 'народопоклонничестве', народническая - в ложной любви к крестьянству, марксистская - к пролетариату. Она характеризовалась как идейное 'отщепенство' (см. там же, с. 160), называлась 'кружковой', 'искусственно выделяемой из общенациональной жизни..., 'интеллигентщиной' в отличие от интеллигенции в широком, общенациональном, общеисторическом смысле этого слова' (там же, с. 1). Её идеология представлялась 'веховцам' исторически бесплодной. Трагедия русской интеллигенции, по их мнению, состояла в том, что народ не мог принять ни её заботы о его благе, ни её представлений об идеале общественного устройства, - в принципиальной пропасти между строем народной души и эмоционально-волевыми качествами интеллигента. Резкой критике в 'В.' подверглись материализм и атеизм В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Г. В. Плеханова, марксизм как идеология и политическая стратегия. Представителей материалистической и атеистической линии в философии обвиняли в философской неграмотности, в подчинении философии общественно-утилитарным целям, в надуманных представлениях о благе народа. Своим главным принципом 'веховцы' считали признание примата духовной жизни над общественной - '... в том смысле, что внутренняя жизнь личности есть единственная творческая сила человеческого бытия...' (там же, с. 1). Против идеологии 'В.' резко выступил В. И. Ленин, указав на её связь с русским 'кадетизмом'. Эта 'энциклопедия либерального ренегатства', отмечал В. И. Ленин, '... охватывает три основные темы: 1) борьба с идейными основами всего миросозерцания русской (и международной) демократии; 2) отречение от освободительного движения недавних лет и обливание его помоями; 3) открытое провозглашение своих 'ливрейных чувств' (и соответствующей 'ливрейной' политики) по отношению к октябрьской буржуазии, по отношению к старой власти, по отношению ко всей старой России вообще' (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 19, с. 168).

Большая часть авторов, участвовавших в 'Вехах', выступили идейными противниками Октябрьской революции и в дальнейшем оказались в эмиграции.

Лит.: Ленин В. И., Еще одно уничтожение социализма, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 25 .

И. Ф. Балакина.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.