Значение ВЕРДИ ДЖУЗЕППЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ВЕРДИ ДЖУЗЕППЕ

(Verdi) Джузеппе (10.10.1813, Ронколе, провинция Парма, - 27.1.1901, Милан), итальянский композитор. Сын трактирщика. С 7 лет учился музыке у местного органиста, в 12 лет был церковным органистом. Первые опыты в области композиции относятся к 1828 (увертюры, марши для духового оркестра, фортепьянные пьесы). В 1832 пытался поступить в Миланскую консерваторию, но не был принят по возрасту. Занимался у дирижёра и композитора В. Лавиньи. В 1833 дирижёр городского духового оркестра, в 1836 возглавлял филармоническое общество в Буссето. В 1839 в Милане поставлена первая опера В. - 'Оберто, граф Бонифачо', тепло принятая публикой. Следующая опера - 'Король на час, или Мнимый Станислав' (1840) не имела успеха. Известность В. принесли оперы 'Набукко' ('Навуходоносор', 1841, постановка 1842) и 'Ломбардцы в крестовом походе' (1842, постановка 1843; французская редакция - 'Иерусалим', 1847). Проникнутые героико-революционным пафосом, эти оперы встретили восторженный приём в Италии, стремившейся сбросить иго австрийских поработителей. В операх В. слушатели улавливали намёки на современные политические события, зачастую спектакли сопровождались политическими манифестациями. В 1842-49 В. создаёт 13 опер, в том числе 'Эрнани' (1844), 'Аттила' (1846), 'Макбет' (1847), 'Битва при Леньяно' (1849), 'Луиза Миллер' (1849). Патриотические настроения В. нашли отражение также в гимне 'Звучи, труба', написанном во время Революции 1848 по предложению Дж. Мадзини (на текст Г. Мамели). Мировое признание получили оперы, созданные В. в 50-е гг. 19 в.: 'Риголетто' (1851, по драме В. Гюго 'Король забавляется'), 'Трубадур' (1852, постановка 1853), 'Травиата' (1853, по драме А. Дюма-сына 'Дама с камелиями'). В этих операх романтические тенденции уступают место яркому реализму, углублённому психологизму. В центре внимания композитора судьбы простых людей (Виолетта, Риголетто, Азучена), социальное неравенство, сословные предрассудки. Зачастую реалистическое искусство В. принимает острую критическую направленность. В операх 50- 60-х гг. В., в связи с ростом национально-освободительного движения, вновь обращается к историко-героическим сюжетам, связывая воедино личную драму героев с общественно-политическими событиями: 'Сицилийская вечерня' (1854, постановка 1855), 'Симон Бокканегра' (1857, 2-я редакция 1881), 'Бал-маскарад' (1859). В 1862 по заказу петербургского Мариинского театра написал оперу 'Сила судьбы' (2-я редакция 1869). В связи с постановкой оперы В. дважды посетил Россию (1861, 1862). В 1866 работал для парижского театра 'Гранд-Опера' над оперой 'Дон Карлос' (постановка 1867, 2-я редакция - итальянское либретто, 1884). В 1870 по заказу из Египта В. создал оперу 'Аида' (постановка 1871, Каир), являющуюся одной из вершин итальянского оперного искусства. Пышная восточная экзотика, торжественные марши и шествия, придающие опере характер блестящего, помпезного спектакля, сочетаются в ней с глубоким психологизмом (тонко разработаны характеристики главных героев). В последующие 15 лет В. не обращался к оперному жанру, написал 'Реквием' (1874) памяти итальянского писателя А. Мандзони, несколько вокальных произведений. Шедевром реалистического искусства является опера 'Отелло' (1886, постановка 1887) - высокий образец психологической музыкальной драмы, одно из величайших творений мировой музыкальной классики. Последняя опера В. 'Фальстаф' (по комедии У. Шекспира 'Виндзорские проказницы', 1892, постановка 1893) - остроумная, искромётная комическая опера в жанре итальянской оперы-буфф.

В историю музыки В. вошёл как реформатор оперного искусства, крупнейший композитор-реалист. Идейно-художественное богатство, гуманистическая направленность творчества, связь с национально-демократической культурой Италии обусловили непреходящее историческое значение В., сделали его оперы популярными во всём мире. Основываясь на принципах итальянского бельканто , В. насыщает вокальную мелодику своих опер ярким драматизмом, героическими интонациями. Композитор значительно изменил характер и структуру традиционной итальянской оперы. Стремясь к слиянию песенно-ариозных и декламационных принципов, он создал свой 'смешанный' вокальный стиль, послуживший основанием для свободных форм монолога и диалога в опере. Важнейшим звеном драматургического развития становятся у В. большие вокальные сцены. В лучших операх В. существенную драматургическую нагрузку несёт оркестр, однако, для композитора незыблем приоритет вокального начала. 'Голос и мелодия, - говорил В., - для меня всегда будут самым главным'.

В. написал 26 опер (6 из них в 2 редакциях); кантаты, в том числе 'Гимн наций' (1862); духовые сочинения, в том числе Те Deum (1896), Stabat Mater (1897); струнный квартет (1873); вокальные ансамбли, романсы, песни и др.

Соч.: Избранные письма, пер. и вступ. статья А. Бушен, М., 1959.

Лит.: Соловцова Л., Джузеппе Верди, М., 1966; Нюренберг М., Джузеппе Верди. 1813-1901, 2 изд., Л., 1968;. Cherbuliez A. Е. A., Giuseppe Verdi. Leben und Werk. Z., 1949; Gatti C., Verdi, 2 ed.. Mil.,1951: Abbiati F.. Verdi, v. 1-4, Mil., 1959.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.