кружок, философский кружок, в котором были разработаны основы логического позитивизма , сложился (в 1922) вокруг австрийского физика М. Шлика (преемника Э. Маха на кафедре философии Венского университета). В В. к. входили: О. Нейрат, Х. Хан, Ф. Вейсман, К. Гёдель , Ф. Кауфман, В. Крафт, Г. Фейгль и др. В. к. часто посещали Ф. Франк, К. Гемпель, позднее А. Айер . В 1926 в В. к. был приглашен Р. Карнап . Принципиальная позитивистская установка В. к., отрицающая познавательный смысл всей прежней философии, дополняется специфически махистским утверждением о 'нейтральности' эмпирического материала науки. Основной идеей В. к. было стремление свести философскую проблематику к формально-логической, сосредоточиться на логическом анализе языка науки, причём в качестве средства анализа выдвигается аппарат математической логики . Таким образом, в В. к. происходит слияние позитивизма с различными течениями в философии математики ( логицизмом , математическим формализмом и др.): члены В. к. попытались соединить метод верификации с 'методом логического анализа' и создать на этой основе единую унифицированную науку, охватывающую как естественнонаучные, так и гуманитарные знания. В 1929 был опубликован программный документ В. к.: 'Научное понимание мира. Венский кружок'. К 1930 (на 7-м международном конгрессе философии в Оксфорде) происходит официальное оформление В. к. и установление организационных и идеологических связей с др. школами, группами и течениями: Берлинским обществом эмпирической философии; львовско-варшавской школой; кембриджскими аналитиками (Англия); упсальской школой (Швеция); мюнстерской логистической школой, а также с отдельными философами. В. к. выпускает специальный журнал 'Erkenntnis' (1930-39), проводит ряд конгрессов (1-й - 1929, Прага; 2-й - 1930, Кенигсберг; 3-й - 1934, Прага; 4-й - 1935, Париж; 5-й - 1936, Копенгаген; 6-й - 1937, Париж; 7-й - 1938, Кембридж, Великобритания; 8-й - 1939, Кембридж, США) и конференций; его члены активно участвуют во всех международных симпозиумах. С 1938 выходит 'Международная энциклопедия унифицированной науки' и 'Библиотека серии унифицированной науки'. В начале 2-й мировой войны В. к. прекратил своё существование. Его ведущие представители уже в эмиграции начали создавать отдельные философские школы в различных странах, особенно в США и Великобритании.
Лит.: Нарский И. С., Очерки по истории позитивизма, [М.], 1960: Neuгаth О., Le developpement du circle de Vienne et l'avenir de l'empirisme logique. P., 1935; Kraft V., Der Wiener Kreis, W., 1950; его же, Vienna circle, N. Y., 1953.
В. В. Мшвениерадзе.