Значение БУЛГАКОВ МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

БУЛГАКОВ МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ

Михаил Афанасьевич [3(15).5.1891, Киев, - 10.3.1940, Москва], русский советский писатель. Родился в семье преподавателя Киевской духовной академии. Окончил медицинский факультет Киевского университета (1916), был земским врачом в Смоленской губернии. В 1919 начал профессионально заниматься литературой. В 1922-26 сотрудничал в газете 'Гудок' . Первый сборник сатирических рассказов Б. 'Дьяволиада' (1925) вызвал споры в печати. Публикация романа 'Белая гвардия' (1925-27) осталась незаконченной. По мотивам этого романа написана пьеса 'Дни Турбиных' (постановка МХАТ, 1926). В этих произведениях, как и в пьесе 'Бег' (1926-28, поставлен 1957), запечатлен перелом в настроениях старой русской интеллигенции, развенчана идея 'белого' движения, показана бесплодность пути в эмиграцию. В комедиях 'Зойкина квартира' (постановка Театра им. Евгения Вахтангова, 1926) и 'Багровый остров' (постановка Камерного театра, 1928) Б. высмеивает быт и нравы нэпманской среды, пародирует обычаи замкнутого театрального мирка.

Литературная критика конца 20-х гг. резко отрицательно оценивала творчество Б.; его произведения не печатались, пьесы были сняты со сцены. С начала 30-х гг. Б. работал режиссёром-ассистентом МХАТ, инсценировал 'Мёртвые души' Н. В. Гоголя (1932). В исторических драмах 'Кабала святош' ('Мольер', 1930-36, постановка 1943) и 'Последние дни' ('Пушкин', 1934-35, постановка 1943), в биографической повести 'Жизнь господина де Мольера' (1932-33, опубликована 1962) Б. показывает несовместимость подлинного искусства с деспотизмом монархии. Незаконченный 'Театральный роман' ('Записки покойника', 1936-37, опубликован 1965) соединяет в себе черты лирической исповеди и сатиры. С начала 30-х гг. и до конца жизни Б. работал над романом 'Мастер и Маргарита' (опубликован 1966-67). Совмещая три плана действия: историко-легендарный (древняя Иудея), современно-бытовой (Москва 30-х гг.) и мистико-фантастический, он создал своеобразную форму философского романа, где поставлены 'вечные' проблемы добра и зла, ложной и истинной нравственности. Б. - драматург и повествователь - владел отточенным мастерством реалистической техники, сатиры, гибкой, живой речи и стремительного сюжета.

Соч.: Избр. проза. [Вступ. ст. В. Лакшина], М., 1966; Драмы и комедии. [Вступ. ст. В. Каверина], М., 1965; Мастер и Маргарита, 'Москва', 1966, | 11; 1967, | 1; Автобиография, в кн.: Советские писатели. Автобиографии, т. 3, М., 1966.

Лит.: Смирнова В., Михаил Булгаков-драматург, в её кн.: Современный портрет, М., 1964; Лурье Я. и Серман И., От 'Белой гвардии' к 'Дням Турбиных', 'Русская литература', 1965, |2; Ермолинский С., О Михаиле Булгакове. Глава из книги воспоминаний, 'Театр', 1966, | 9; Лакшин В., Роман М. Булгакова 'Мастер и Маргарита', 'Новый мир', 1968, |6; Скорино Л., Лица без карнавальных масок, 'Вопросы литературы', 1968, | 6; Виноградов И., Завещание мастера, там же; Скорино Л., Ответ оппоненту, там же; Палиевский П., Последняя книга М. Булгакова, 'Наш современник', 1969, | 3 .

В. Я. Лакшин.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.