Валерий Яковлевич [1(13).12.1873, Москва, - 9.10.1924, там же], русский советский писатель. Родился в зажиточной купеческой семье. Свой литературный дебют - три сборника 'Русские символисты' (1894-95) Б. рассматривал как 'сознательный подбор' образцов западной поэзии (стихи в духе П. Верлена, С. Малларме и др.). В последних книгах 'Chefs d'Oeuvre' ('Шедевры', 1895) и 'Me eum esse' ('Это - я', 1897) уже намечаются мотивы зрелой поэзии Б. - урбанизм, интерес к науке и истории. Книга 'Tertia Vigilia' ('Третья стража', 1900) знаменует начало творческой зрелости Б. В ней, как и в последней книге 'Urbi et Orbi' ('Городу и миру', 1903), отчётливо видны характерные черты поэзии Б. - скульптурная выпуклость и завершённость образов, чёткость композиции, волевая интонация, ораторский пафос. Поэт предвидит неизбежность революции, угадывает её движущую силу - пролетариат (поэма 'Замкнутые', 1900-01, стихотворения 'Ночь', 1902, 'Каменщик', 1901). С начала 20 в. Б. становится лидером символизма , ведёт большую организаторскую работу, руководит издательством 'Скорпион', редактирует журнал 'Весы'. Но философско-общественные позиции Б., его рационалистическая поэтика противоречили неоплатонической теории и художественной практике русского символизма.
Книга стихов 'StejanoV' ('Венок', 1906) - вершина дооктябрьской поэзии Б. Высокий взлёт романтической лирики, великолепные историко-мифологические циклы сочетаются в ней с образцами революционной поэзии (цикл 'Современность'). Б. клеймит либералов, ликующих по поводу Манифеста 17 октября ('Довольным', 18 октября 1905), славит революцию ('Знакомая песнь', август 1905, 'Кинжал', 1904), верит в торжество идеалов свободы, равенства и братства ('К счастливым', 1904-05). Но задачей революции он считал лишь беспощадное уничтожение старого ('Грядущие гунны', 1905, 'Лик Медузы', октябрь 1905) и с этих максималистских позиций критикует большевиков (в стихотворении 'Близким', 30 июля 1905). В. И. Ленин, процитировав строку из этого стихотворения: 'Ломать я буду с вами, строить - нет!', назвал Б. 'поэтом-анархистом' (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 14, с. 288, прим.). Б. полемизировал также со статьей В. И. Ленина 'Партийная организация и партийная литература' (1905), утверждая, что субъективно честный художник может быть независимым от буржуазного общества.
В годы реакции Б. продолжает верить в конечное торжество революции, прославляет творческий разум и отвагу человека. Но в книгах стихов 'Все напевы' (1909), 'Зеркало теней' (1912), а также 'Семь цветов радуги' (1916) наряду с жизнеутверждающими мотивами всё чаще звучат ноты усталости, встречаются перепевы прежнего, самоцельные формальные поиски. В этот же период опубликованы исторические романы 'Огненный ангел' (1908) и 'Алтарь победы' (1913), сборники рассказов и драматических сцен 'Земная ось' (1907), 'Ночи и дни' (1913), сборник статей 'Далёкие и близкие' (1912). Во время 1-й мировой войны Б. сотрудничает с М. Горьким. Изучает историю и литературу Армении, переводит стихи армянских поэтов (впоследствии Б. было присвоено звание народного поэта Армении).
Октябрьскую революцию поэт принял безоговорочно. В 1920 он вступил в ряды Коммунистической партии. Работал в Наркомпросе, в Госиздате, заведовал Книжной палатой, вёл ряд курсов в Московском университете и в организованном им в 1921 Высшем литературно-художественном институте (впоследствии ВЛХИ им. В. Я. Брюсова). Опубликовал книги стихов 'Последние мечты' (1920), 'В такие дни' (1921), 'Миг' (1922), 'Дали' (1922), 'Меа!' ('Спеши!", 1924). Вошедшие в них стихи о революции, стихи на смерть В. И. Ленина позволяют видеть в Б. одного из первых советских поэтов. В двух последних книгах есть интересные образцы научной поэзии. Но в целом послеоктябрьская поэзия Б. представляет собой упорные и далеко не во всём удачные поиски новых форм для выражения нового содержания.
Поэт и прозаик, драматург и переводчик, критик и теоретик стиха, историк и литературовед, Б. сыграл важную роль в развитии русской поэзии. Вместе с А. Блоком он подготовил почву для поэтической деятельности многих советских поэтов.
Соч.: Полн. собр. соч. и переводов, т. 1-4, 12, 13, 15, 21, СПб, 1913-14; Избр. пронзв., т. 1-3, M., 1926; Дневники 1891-1910, М., 1927: Избр. стихи. [Вступ. ст. и примеч. И. Поступальского], М., 1933; Неизданная проза. Юпитер поверженный и фрагменты других исторических рассказов, М. - Л., 1934: Избр. соч. [Вступ. ст. А. Мясникова], т. 1-2, М., 1955.
Лит.: Горький М., Письма В. Я. Брюсову, Собр. соч., т. 28, 29, М., 1954-55; Луначарский А. В., Брюсов и революция, в его кн.: Русская литература, М., 1947; Максимов Д. Е., Поэзия Валерия Брюсова, Л., 1940; Валерию Брюсову. Сб., посвященный 50-летию со дня рождения поэта, М., 1924; Михайловский Б. В., В. Я. Брюсов, в кн.: История русской советской литературы, т. 1, 2 изд., М., 1967; Максимов Д., Брюсов. 'Поэзия и позиция', Л., 1969; История русской литературы конца XIX - начала XX века. Библиографич. указатель, под ред. К. Л. Муратовой, М. - Л., 1963.
А. Г. Громова.