Значение БЕЛЫЙ АНДРЕЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое БЕЛЫЙ АНДРЕЙ

Андрей (псевдоним, настоящее имя Борис Николаевич Бугаев) [14(26).10.1880, Москва, - 8.1.1934, там же], русский писатель, теоретик символизма . Окончил математический факультет Московского университета (1903). Выступил со стихами в 1901. Принадлежал к символистам 'младшего' поколения. Первый сборник стихов - 'Золото в лазури' (1904). В написанных ритмической прозой четырёх 'симфониях' ('Героическая', 1900, издана в 1903 под названием 'Северная симфония'; 'Драматическая', 1902; 'Возврат', 1905; 'Кубок метелей', 1908) сказались декадентские черты. Революция 1905-07 вызвала у Б. интерес к общественным проблемам (сборник стихов 'Пепел', 1909). В романе 'Петербург' (1913-14, переработанное издание 1922) сквозь символистскую образность проступает резкая сатира на реакционно-бюрократический Петербург; однако революционное движение в романе рисуется в искажённом свете. Находясь за границей, Б. в 1912 испытал влияние главы антропософов Р. Штейнера. В 1916 возвратился в Россию. После Октябрьской революции, в 1919-22, издавал журнал символистского направления - 'Записки мечтателей'. В послереволюционные годы писал преимущественно прозу: автобиографические повести 'Котик Летаев' (1922), 'Крещёный китаец' (1927), историческая эпопея 'Москва' (ч. 1 - 'Московский чудак', 1926, ч. 2 - 'Москва под ударом', 1926; 'Маски', 1932). В прозе Б. остался верен символистской эстетике, с её сюжетной разбросанностью, смещением плоскостей, вниманием к ритму, звуковому смыслу фразы. Разработал эстетику символизма (сборник статей 'Символизм', 1910) и теорию ритма в стихе и прозе, где впервые применил математические методы ('Ритм как диалектика' и 'Медный всадник', 1929, и статьи в журнале 'Горн' в 1919). Значительный интерес представляют мемуары Б.: 'На рубеже двух столетий' (1930), 'Начало века. Воспоминания' (1933) и 'Между двух революций' (1934).

Соч.: Собр. соч., т. 4, 7, [М.], 1917; Мастерство Гоголя, М.- Л., 1934; Александр Блок и Андрей Белый. Переписка, М., 1940: Стихотворения и поэмы. [Вступ. ст. Т. Ю. Хмельницкой], М.- Л., 1966.

Лит.: Брюсов В., Далекие и близкие, М., 1912; Воронский А., Литературные портреты, т. 1, М., [1928]; Литературное наследство, [т.] 27-28, М., 1937; Михайловский Б. В., Русская литература XX в., М., 1939; История русской литературы, т. 10, М.- Л., 1954; Денисова Л., Проблема диалектики в советской эстетике 20-х годов, в кн.: Из истории советской эстетической мысли. Сб. ст., М., 1967, с. 407-13.

О. Н. Михайлов.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.