Значение слова АНТРОПОЛОГИЗМ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

АНТРОПОЛОГИЗМ

философская концепция, представители которой усматривают в понятии 'человек' основную мировоззренческую категорию и утверждают, что только исходя из неё и можно разработать систему представлений о природе, обществе и мышлении. Сторонники А. отстаивают либо материалистические, либо идеалистические взгляды. Наиболее значительными представителями материалистического А. были К. Гельвеций ,Л. Фейербах и Н. Г. Чернышевский . Ввёл и универсально обосновал антропологический принцип в философии Фейербах. Категория 'человек' была выдвинута им как антитеза 'идеи' и 'духа' - понятий, в которых резюмировался господствовавший в тот период объективный идеализм. Начиная со 2-й половины 19 в. быстро развиваются идеалистические варианты А. (Ф. Ницше ,В. Дильтей , Г. Зиммель ). Наиболее полное его обоснование было дано М. Шелером ,одним из создателей современной идеалистической философской антропологии. Её приверженцы (А. Гелен и др.), а также близкие им по духу философы-экзистенциалисты выдвигают категорию 'человек' в качестве антитезы понятий 'общество' и 'природа'. Ограниченность А. проявляется прежде всего в абстрактном и одностороннем понимании самого человека, в неумении учесть особенности его жизнедеятельности как обществ. существа. А. в любых его вариантах означает идеализм в понимании общества, сведение объективных социальных отношений между людьми к идеалистически понятым связям между 'Я' и 'Ты'. Как методологический принцип А. получил распространение в немарксистской социологии, этике, эстетике. Подробнее см. Философская антропология .

Лит.: Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Ленин В. И., Философские тетради, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 64; История философии, т. 5, М., 1961, гл. 7, разд. 1; Корнеев П. В., Современная философская антропология, М., 1967.

Э. Ю. Соловьев.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.