Значение ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПРАВА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПРАВА

введение в курс юридических наук, предлагаемое слушателям на первом курсе юридических факультетов университетов. Состав и содержание этого предмета, как и его научное значение, определяются различно. Потребность в Э. права, как особом предмете преподавания, обусловливается необходимостью сообщить слушателям предварительные сведения о праве, различных его отделах и методах его изучения, а также дать им некоторый философский базис для дальнейшей научной работы, цельный синтез современных общих учений о праве, как основание для изучения отдельных правовых дисциплин. Э. права является, таким образом, или кратким перечнем и обзором всего состава юридических наук, читаемых на юридических факультетах, или специальной дисциплиной философского характера, научный характер которой зависит всецело от заложенных в её основание философских или социологических предпосылок.В первом случае Э. права приближается к. обычному составу всяких Э., обширных или кратких, желающих ориентировать читателя в круге определенных дисциплин или целых научных областей; во втором она совершенно сливается с философией права. Возникновение Э. права относят к XVI веку, когда появляется множество сочинений методологического и систематического характера, обнимавших все отрасли права; особое внимание останавливают на труде Лагуса: "Metodica juris utriusque traditio", 1543 (Коркунов). Принимать эту дату едва ли правильно: понятие Э. так разнообразно и вместе с тем неопределенно, что можно, по произволу, причислять к ней или исключать из неё старые обзоры юридических наук (specula, summae и т. д.), тем более, что базисом для тех и других служило по преимуществу римское и каноническое право, как показывает и заглавие труда Лагуса. Тот же характер носит и сочинение Гунниуса: "Encyklopaedia juris universi" (1638), посвященная по преимуществу римскому и гражданскому праву, а также процессу. До начала XIX в. содержание Э. права носило сборный, безыдейный характер, Э. права этой эпохи соответствовали первому из отмеченных выше двух типов. Этот характер Э. сохранила и в трудах представителей философской школы XVIII в., хотя в то время произошло и в области Э. права разделение двух направлений: чисто философского (естественно-правового) и положительного. Первое представлено в Э. Ноттельблатта, последователя Вольфа, изложение которого не проникнуто, однако, внутренним философским единством. К последнему относится сочинение Цюттера: "Entwurf einer juristischeil Encyclop?die" (1757). Основания для создания действительно философской Э. права положил Шеллинг в своем труде: "Vorlesungen uber die Methode des akademischen Studiums" (1803). Согласно своему общему мировоззрению, по которому все в мире находится в органической связи, он и на науку смотрел как на живой организм. Отдельные отрасли науки — не мертвые, механические, а живые части живого целого. Как орган любого организма может быть понят лишь под условием его изучения в связи с целым организмом, так и каждая отрасль науки может быть понята и изучена настоящим образом только в связи с целым. Поэтому прежде изучения отдельных отраслей, необходимо ознакомиться с наукой, как одним целым. Этой цели и должна служить Э., "имеющая своим предметом целокупное изучение всей области человеческого ведения и являющаяся, таким образом, не одной из специальных наук, а наукой наук, стоящей над другими науками, потенцированной наукой, уже содержащей в себе все то, что с подробностью раскрывается в науках специальных" (слова Коркунова). Ряд Э., написанных в первой половине XIX в., стремится осуществить эту идею Шеллинга. Лучшими из них считаются Э. Варнкенига (1853), Вальтера (1856) и Аренса (1857, есть русск. пер.). В духе Гегеля написана Э. Пюттера: "Der Inbegriff der Rechtswissenschaft oder juristische Encyklop?die und Methodologie" (1846). Построение философской Э. права вообще стоит в связи с общим развитием философского изучения права: расцвет или упадок последнего отражается и на последовательности обобщений Э. права. Когда представители исторической школы отрицают необходимость философского обобщения исторических явлений, Э. права снова становится сборником элементарных сведений о праве, сообщаемых в том или другом объеме или той или иной системе, по усмотрению составителя. Новейшим образцом таких Э. служит "Введение в науку права" Колера (перев. в прилож. к "Вестн. Права" за 1903 г. на русский язык) или "Encykl. und Methodologie der Rechtswissenschaft", Гарейса. С другой стороны, философские обобщения Иеринга оказали влияние на построение Э. права, написанной его последователем, Меркелем (русск. пер., СПб., 1902), пошедшим дальше Иеринга в развитии его идей и давшим, на их основании, общее учение о праве и государстве. Во введении к новому (шестому) изданию энциклопедии права Гольцендорфа ("Сборник самостоятельных обзоров различных отраслей права; составленных лучшими учеными силами Германии", 6-е изд., 1904) редактор её Колер дает попытку философского освещения всего содержания права на основании выводов сравнительной истории права, не отличающуюся, впрочем, особой глубиной или оригинальностью мыслей. О русских опытах построения Э. права см. Россия. Конкурентами Э. права являются общие части курсов пандект и государственного права, где тоже излагаются общие учения о праве и государстве, происхождении права и методах его изучения; но односторонний, обыкновенно, характер этих курсов, рассматривающих правовые учения применительно к специальным и часто только техническим задачам гражданского или государственного права, доказывает необходимость общего теоретического введения в изучение права, т. е. Э. права, как особого предмета преподавания. Потребность в Э. права, в смысле философского синтеза современных правовых учений, выясняется и из общего направления современной науки, разбившейся по специальностям, но стремящейся изучать частные явления в видах выяснения общих законов образования права. При специализации общая связь частей права легко может быть потеряна в сознании отдельных специалистов; поэтому и для последних, а не только для начинающих юристов, важно иметь под руками стоящий на уровне современного научного развития философский синтез правовых идей, могущий служить путеводной нитью и для специального изучения. Само собой разумеется, что дать такой синтез может не всякий ученый; не всегда он возможен и по состоянию самой науки и научной философии — но, по крайней мере, стремление к нему и критическое освещение существующих учений о праве, а в особенности выяснение методов изучения права, должно быть всегда задачей Э. права. До известной степени к этой задаче приближаются "Лекции по общей теории права", Н. М. Коркунова (6 изд., 1904), но они содержат совсем лишние для Э. части (вся книга IV), а с другой стороны, не дают достаточно полного очерка юридической методологии. В том же духе начаты "Очерки философии права" профессора Петражицкого. проникнутые субъективным элементом и остановившиеся на первом выпуске. Подробные указания остальной литературы см. в вышеупомянутых лекциях Коркунова. Специальные статьи о задачах Э. принадлежат Н. А. Звереву ("Юр. Вестник", 1886, № 1) и Н, И. Палиенко ("Вр. Дем. Юр. Лицея", кн. 82).В. Н.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.