(Schnorr von Karolsfeld) — три немецких живописца.1) Фейт Ганс Ш. ф. К. (1764—1841) — получив юридическое образование в лейпцигском университете, был сперва нотариусом, но потом, после смерти своего отца, решился посвятить себя искусству, которое любил с самого детства, и учился рисованию и живописи у Эзера, в Кенигсберге. Возвратившись оттуда в 1790 г. в Лейпциг, занимался вначале портретной и миниатюрной живописью, а затем писал картины преимущественно на сюжеты из любимых в его время произведений изящной словесности, которые доставляли ему темы также и для рисунков и аквафортных гравюр. Сделав в 1802 г. поездку в Вену и Париж, в 1803 г. поступил учителем рисования в лейпцигскую академию художеств, и с 1816 г. до конца своей жизни был профессором и директором этого учреждения. Изданное им "Руководство к изучению рисования" (Лейпциг, 1810, с 61 табл.) пользовалось в свое время большим уважением.2) Юлиус Ш. ф. К. (1796—1872) — сын предыдущего. Основательно подготовленный отцом, в 1811 г. поступил в ученики венской академии художеств и примкнул в ней к группе молодых художников, стремившихся прокладывать для себя пути, независимые от эклектического направления ее школы. Врожденная наклонность к романтизму побуждала Ш. усердно изучать, кроме натуры, произведения старинных немецких и итальянских мастеров. Первыми плодами этого изучения были картины: "Св. Рох, раздающий милостыню" (находится в лейпцигском музее) и "Посещение семейства Иисуса Христа семейством Иоанна Крестителя" (в дрезденской галерее), наивные по композиции, но проникнутые теплым чувством. В 1817 г. Ш. отправился в Италию и, проведя около года во Флоренции, поселился в Риме. Здесь он примкнул к кружку "назареев" (см.), но остался верен духу протестантства, между тем как другие члены этого кружка держались католических воззрений. В Риме, по поручению маркиза Массими, он украсил одну из зал его виллы фресками, изображающими 23 сцены из "Неистового Роланда" Ариосто (в 1820—26 гг.), в которых выказались его вдумчивость в каждую тему, удивительный дар композиции и свежесть художественного чувства. Кроме того, из-под кисти Ш. вышло несколько картин, написанных масляными красками, между прочим: "Брак в Кане Галилейской" (более чем с 60 фигурами), "Иаков и Рахиль", "Христос, благословляющий детей", "Св. Семейство", "Три христианских и три языческих витязя" (по Ариосто) и "Руфь на ниве Вооза". Во время пребывания его в Риме им исполнен также ряд замечательных пейзажных этюдов, впоследствии изданных, в числе около сотни, Иорданом (Берлин, 1878). В 1827 г. Ш. был приглашен в Мюнхен на должность профессора исторической живописи в тамошней академии. С этого времени наступил второй период его деятельности, в котором важные, возложенные на него работы дали его таланту возможность выказаться в полном блеске. Король Людвиг I поручил ему украсить пять парадных зал в нижнем этаже своего мюнхенского дворца фресками на сюжеты из саги о Нибелунгах и, несколько позже, изобразить энкаустическим способом в трех других залах главные эпизоды из жизни Карла Великого, Фридриха Барбароссы и Рудольфа Габсбургского. Исполнение первого из этих поручений, обширность которого потребовала участия в нем, кроме самого Ш., других художников, продолжалось до 1867 г.; второе поручение было исполнено в 1835—42 гг. Означенные фрески и энкаустические картины еще ярче, чем прежние работы Ш., свидетельствуют о нем как о находчивом композиторе и отличном рисовальщике, наделенном пониманием благородной красоты и поэтическим чувством. В 1848 г. Ш., недовольный тем, что его не назначили директором мюнхенской академии на место покинувшего ее Корнелиуса, принял приглашение быть профессором дрезденской академии и директором местной галереи. По переезде его в Дрезден начался третий период его жизни, в котором направление его творчества значительно изменилось: он почти совершенно бросил средневековую романтику и предался всей душой религиозному искусству. Важнейшим трудом его сделалось осуществление предприятия, задуманного еще в Риме, а именно издание "Библии в картинах". Это издание, вышедшее в свет в 1852—60 гг. (в Лейпциге), доставило Ш. обширную популярность не только во всех краях Германии, но и в других странах; оно содержит в себе 240 его рисунков, гравированных на дереве, — композиций неодинакового достоинства, но из которых многие, особенно относящиеся к Ветхому Завету, бесподобны в своем роде. Кроме того, живя в Дрездене, сочинил ряд иллюстраций для роскошного издания Котты "Der Nibelungen Noth", изготовил картоны для расписных оконных стекол в лондонском соборе св. Павла и написал масляными красками картины: "Лютер на Вормском соборе", для мюнхенского Максимилианеума, "Явление Христа апостолу Павлу на дороге из Рима" и некоторые др. Выйдя в 1871 г. в отставку, он провел конец своей жизни на покое, в Дрездене.3) Людвиг Фердинанд Ш. ф. К. (1788—1853) — брат предыдущего, ученик своего отца и венской академии художеств, с успехом писал картины романтического характера, каковы, например, две сцены из "Фауста" Гёте (находится в венском музее), "А. Гофер на сходке тирольцев" (в инсбрукском Фердинандеуме), "Лорелея" и "Лесной царь"; менее удачны его произведения на религиозные темы, например "Христос, насыщающий пятью хлебами толпу народа" (в церкви мехитаристов, в Вене) и "Спаситель на горе Элеонской". Он был старшим консерватором венского Бельведера.А. С—в.
Значение ШНОРР ФОН КАРОЛЬСФЕЛЬД в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ШНОРР ФОН КАРОЛЬСФЕЛЬД
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012