Значение слова ЧУДОВ-АЛЕКСЕЕВСКИЙ-АРХАНГЕЛО-МИХАЙЛОВСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое ЧУДОВ-АЛЕКСЕЕВСКИЙ-АРХАНГЕЛО-МИХАЙЛОВСКИЙ

Чудов-Алексеевский-Архангело-Михайловский кафедральный монастырь - вмосковском Кремле, подле Малого Дворца. Основан в 1365 г. на местеханского конюшенного двора, подаренного митрополиту Алексию ханомДжанибеком, в память чудесного исцеления святитетелем от слепоты ибеснования жены хана Тайдулы, с церковью во имя "Чуда св. АрхистратигаМихаила в Колосаех". Вскоре после обретения мощей св. Алексия,погребенного в любимом его Ч. монастыре, был построен и другой храм, воимя святителя Алексия. Впоследствии в монастыре строились новые церкви,но за упразднением четырех из них в настоящее время имеются: 1) церк.Чуда Архистратига Михаила, возобновленная в последний раз в 1893 - 94гг., древнейшая святыня Ч. монастыря; 2) церк. святителя Алексия, гдехранятся знамена, бунчуки и ключи от крепостей, взятых русскими войскамив Персидскую войну (1826 - 28); 3) церк. Благовещения ПресвятойБогородицы (в ней имеется чтимая московскими жителями чудотворная иконасв. Николая, перенесенная сюда в 1846 г. из частного дома), и 4) церк.св. апостола Андрея Первозванного. Ч. монастырь, как ставропигиальный,издревле назывался митрополичьим и состоял всегда в ведениимитрополитов, а затем патриархов всероссийских. В XVI и XVII вв. он былизвестен под названием великой лавры. В 1744 г., по указу имп. ЕлизаветыПетровны, в нем была учреждена кафедра московского архиерея; с тех пор идоныне он называется кафедральным. С 1775 г. к Ч. монастырю приписанподмосковный Николо-Перервинский общежительный монастырь. До 1764 г.монастырю принадлежало около 18600 душ крестьян по разным губерниям, данесколько подворий в Москве. До 1818 г. ему принадлежал и малый дворец(местопребывание его настоятелей - московских митрополитов),причисленный к дворцовому ведомству после рождения в нем вел. кн.Александра Николаевича (будущего имп. Александра II). С XVI в. Ч. м-рьбыл рассадником духовно-научного просвещения в России. Здесь жили МаксимГрек, архим. Павел, управлявший потом патриаршим всероссийскимпрестолом, ученый Иеромонах Евфимий и др. При патриархе ФиларетеНикитиче в монастыре было учреждено греко-латинское училище,называвшееся и патриаршей школой. Многие иноки Ч. монастыря занималисьпереводом книг Священного Писания на славянский язык; здесьпроизводилось и исправление церковных богослужебных книг по греческимподлинникам, преимущественно Арсением Греком и Епифанием Славинецким. Ч.монастырь служил в прежнее время и местом заключения русских иерархов идругих исторических деятелей (тверского епископа Евфимия, митрополитаИсидора, участника флорентинского собора, архиепископа новгородскогоГеннадия, князя Василия Ивановича Патрикеева, патриаpxa Гермогена идр.). Чернецом его в 1600 - 1605 гг. был Григорий Отрепьев. В 1812 г.монастырь служил местопребыванием Наполеонова штаба и некоторых из егогвардейских полков. К числу достопримечательностей монастырской разницыпринадлежат: "Новый Завет", переведенный с греческого языка и писанныйсобственноручно св. Алексием; золотые сосуды, вклад боярыни АнныИльничны Морозовой 1664 г., весом около 13 фунт.; воздух и два покровца,шитые сплошь крупным жемчугом и драгоценными камнями - от нее же; митра,известная под именем "Потемкинской"; умывальница и блюдо, употребляемыепри архиерейских служениях, филиграновой, греческой, очень тонкойхудожественной работы, сплошь украшенные разноцветною эмалью. Вбиблиотеке много драгоценных рукописей (напр., "Слово об антихристе"святого Ипполита, папы римского, относ. к XII веку, "Толкование наПсалтирь" св. Феодорита, епископа кипрского и др.), которым имеетсяпечатный каталог. См. "Московский кафедральный Ч. монастырь" (СергиеваЛавра, 1896). В. Р - в.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.