Значение ЦЕРКОВНЫЙ УСТАВ ЯРОСЛАВА I в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое ЦЕРКОВНЫЙ УСТАВ ЯРОСЛАВА I

(о церковных судах) — сохранился в двух основных редакциях: западнорусской и восточнорусской, из которых последнюю разные списки представляют в разном объеме. Ни та, ни другая Ярославу Владимировичу не принадлежит. Западнорусская редакция содержит в себе определение важнейших предметов церковной подсудности, применительно к средневековой компетенции Ц. суда на Западе, с угрозой денежного штрафа за посягательство на права церкви. Эта редакция, под названием "свитка Ярославля", явилась в западной Руси, вошедшей в состав Литовско-польского государства, в конце XIV стол., когда для представителей православной иерархии, подчиненных иноверной власти, выяснилась необходимость иметь определенную и защищаемую королевскою властью от всяких насилий судебную компетенцию. Свиток Ярославль несколько раз подтверждался великими князьями литовскими и королями польскими и, следовательно, имел значение закона для западной Руси. Восточнорусская редакция явилась позднее западной (древнейшие сохранившиеся списки принадлежат XVI в.) и в подражание этой последней, а также в виде дальнейшего развития устава св. Владимира; многие определения последнего получили в уставе Ярослава карательную санкцию. Устав Ярослава о церковных судах в восточнорусской его редакции представляет собою перечень предметов и лиц, принадлежащих к кругу ведомства Ц. суда, с большею подробностью, чем в уставе Владимира, и с определением наказания за преступления, подсудные церкви. Княжеское наказание очень часто идет в уставе параллельно с денежным штрафом в пользу епископа; иногда, кроме того и другого, назначается "епитимья", или содержание в Ц. доме в виде наказания; за некоторые преступления определяется один лишь денежный штраф в пользу епископа. Из ссылок устава на "закон", а также из совместного назначения наказаний княжеского и епископского и из включения поджога в число преступлений, входящих в круг ведомства Ц. суда, видно, что составитель устава руководился между прочим "законом судным людем", который различает и наказание "по божьему" или "по церковному закону", и наказание "по людскому закону", в соответствие практиковавшемуся на Западе параллелизму наказаний secundum legem mumdanam и secundum legem ecclesiasticam. Громадный размер денежных пеней, определяемых в уставе Ярослава в пользу епископа, ясно свидетельствует о невозможности приложения его на практике в какую бы то ни было эпоху русской истории. Ц. устав Ярослава напечатан в разных редакциях во II т. "Истории русской церкви" митроп. Макария и у проф. Голубинского, в "Истории русской церкви" (т. I, первая половина), а также в "Хрестоматии по история русского права" Владимирского-Буданова. См. Н. Суворов, "Курс церковного права" (т. I, Ярославль, 1889); его же, "Следы западно-католического церковного права в памятниках древнего русского права" (Ярославль, 1888); А. Павлов, "Курс церковного права" (Сергиев Посад, 1902).

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.