Значение ЦВЕТНОЕ ГРАВИРОВАНИЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое ЦВЕТНОЕ ГРАВИРОВАНИЕ

на меди, т. е. изготовление эстампов, похожих на Ц. акварельные или гуашные рисунки, не составляет отдельной отрасли графического искусства, а есть только особый способ печатания с медных досок, гравированных обыкновенным образом, преимущественно с пунктирных и меццотинтных (см. Гравирование). Печатание гравюр однотонно, не только черной, а также и коричневой или красной краской, иногда производилось еще в первое время по изобретении гравирования, но изготовлять многоцветные эстампы никто не пробовал до голландского художника П. Ластмана (1581—1632). Ему первому пришло в голову наводить на доску в разных ее частях различные краски, подходящие к естественным цветам изображенных на ней предметов, и затем производить оттиски с нее на бумаге. Однако трудность и медленность такой работы и малая пригодность для нее гравюр резцом и офортов, которыми пользовался Ластман, помешали ему добиться удовлетворительных результатов: Ц. эстампы, выходившие из его мастерской, были грубы, вялы по колерам, нехудожественны. Немногим лучше были подобного рода произведения подражателей Ластмана, в том числе фламандца Г. Сегерса. Настоящим изобретателем Ц. гравюры надо признать франкфуртского живописца И.-X. Леблона (1667—1741), родом француза, ученика К. Маратти. Основываясь на господствовавшей в его время теории происхождения всех цветов, видимых в природе, от смешения трех главных, желтого, красного и голубого, он придумал изготовлять для одного и того же эстампа три гравированные пунктиром или акватинтой доски; одну с нанесением на нее только того, что должно иметь в эстампе желтый цвет или оттенок этого цвета, другую — для передачи красного цвета и его нюансов, третью — для голубого цвета и его оттенков, и затем, по наведении на каждую доску надлежащей краски, отпечатывать один и тот же лист последовательно с первой, со второй и с третьей из них, подобно тому, как в настоящее время печатаются хромолитография (см.). Первые опыты усовершенствованного таким образом изготовления Ц. эстампов, которым Леблон дал название сначала "пастельных гравюр" (gravures en pastel), a потом "красочных гравюр" (gravures en couleur), были сделаны им в Англии в 1720—30 гг. Удивив своим изобретением любителей искусства в этой стране, но не найдя поддержки себе в большинстве публики, Леблон отправился искать счастья в Париж, но и там, несмотря на полученную привилегию, не приобрел ничего, кроме известности в тесном кругу художественных людей, и умер в нищете. Главной причиной того было появление у него сильного соперника в лице его прежнего помощника, Ж.-Ф. Готье-Даготи (1717—1785), который внес значительные улучшения в его методу. К трем доскам Леблона для основных цветов Даготи прибавил четвертую, для черной краски. Уже одно это увеличивало колоритную силу эстампов, которая у Леблона много теряла от того, что в его отпечатках собственно черный цвет отсутствовал, заменяясь грязновато-серым, происходящим от соединения трех главных цветов. Кроме того, Даготи стал употреблять краски этих цветов не абсолютно чистого тона, но, смотря по характеру гравюр, подлежавших печатанию, того или другого оттенка, а именно установил три подбора, или, по его выражению, три "ключа" тонов: первый ключ (обыкновенная сажа, прусская лазурь, светлая желтая охра и киноварь) для эстампов, в которых важную роль играет нагое человеческое тело, для изображения древних вещей и для снимков с картин великих мастеров; второй ключ (нежная виноградная сажа, ультрамарин или яркая голубая краска, золотистая желтая, кармин с примесью киновари) для изображения предметов новых, свежих и ярких, каковы, напр., шелковые материи, бархат, цветы, золото и т. п.; третий ключ (теплая черная краска или жженая кость, чистая голубая с примесью желтой, темная лимонно-желтая и чистый кармин) для пейзажей и для сюжетов, в которых много зелени. В случае надобности, обусловленной содержанием гравюры, Даготи допускал небольшие вариации тонов в составе этих ключей. Вообще его метода представляла большие преимущества перед Леблоновской: при хорошо рассчитанном ее применении получались Ц. гравюры более гармоничные по тонам, более близко подходящие к акварелям, особенно после того, как их по отпечатании кое-где ретушировали красками от руки, при помощи кисти. Поэтому исполненные по этой методе эстампы не замедлили войти в моду, и мастерская Даготи, работавшего с помощью своего сына и постоянно стремившегося к улучшению своих произведений, едва успевала удовлетворять требованиям на них со стороны публики. Явились подражатели Даготи не только во Франции, но и в других странах, главным образом в Англии, где особенно прославился своими работами Исаак Тейлор (1750—1829). Вообще конец XVIII стол. и самое начало XIX были блестящей порой Ц. гравюры. Последовавший за тем упадок вообще гравирования был причиной и ее падения. Вскоре она была совершенно заброшена, заменилась раскрашенной литографией, а потом хромолитографией, и только в последнее время снова возбудила интерес к себе в любителях искусства. Коллекционеры гравюр стали усердно разыскивать старинные Ц. эстампы и, приобретая их, платить за них огромные деньги. Некоторые из парижских художников и издателей эстампов пытаются возродить умершее мастерство. При этом они по большей части прибегают, однако, к приемам не Леблона и Даготи, а к первоначальному способу Ластмана, т. е. довольствуются одной гравированной доской и наведением на нее разного цвета печатной краски, так сказать, ее раскрашиванием перед изготовлением каждого оттиска с нее. Успешные опыты производства Ц. гравюр при помощи нескольких досок для разных цветов делала в России в 1890-х годах М. Якунчикова († 1902). Ср. P. Deleschaps, "Des mordants, des vernis et des planches dans l'art du graveur etc." (П., 1836); A.-M. Perrot et F. Malepeyre, "Nouveau manuel complet de graveur" (один из томов "Encyclop?die Roret", П., 1844); H. Delaborde, "La gravure" (один из томиков "Bibliotheque d'enseignement des beaux-arts).A. С—в.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.