филолог и археолог (род. в 1847 г.). Окончил курс в СПб. унив. Состоит проф. Московского унив. и директором Московского публичного и Румянцовского музеев. Получив за сочин. свое: "Cornelii Taciti Germania. I. Опыт критич. обозрения текста" (Варш., 1873) степень магистра римской слов., Ц. занимался в Италии изучением древнеиталийских диалектов, результатом которого явилась докторская его диссертация: "Сборник Осских надписей с очерком фонетики, морфологии и глоссарием" (Киев, 1877), с приложением великолепного атласа "Sylloge inscriptionum Oscarum ad archetyporum et librorum fidem" (1878, СПб. и Лпц.). Это сочинения обратило на Ц. внимание западноевропейского ученого мира. За ним последовал ряд других аналогичных трудов: "Италийские надписи" (6 статей в "Журн. Мин. Нар. Пр." за 1882, 83 и 86 гг.), "Inscriptiones Italiae mediae dialecticae ad archetyporum et librorum fidem" (Лпц., 1884), "Inscriptiones Italiae inferioris dialecticae" (M., 1886). Для собирания этих надписей Ц. посетил самые глухие уголки Италии, о чем он рассказывает в книге: "Путешествия по Италии в 1875 и 1880 гг." (М., 1883). С целью распространить среди нашей публики знакомство с античным миром написаны Ц. статьи: "О погребальных обычаях древних римлян" ("Русский Вестник", 1887) и очерки низшего, среднего и высшего образования в античном Риме ("Русский Вестн.", 1888, 93 и 98 гг.). Завершением последних статей служит любопытная книга Ц.: "Из жизни высших школ Римской империи" (2 изд., Москва, 1902), содержащая, между прочим, очерк студенческих волнений в древности. С начала 90-х гг. деятельность Ц. все более и более обращается к античному искусству. Помимо целого ряда научно-популярных исследований в этой области ("По Элладе", в "Русск. Об.", 1892, 93; "Греческие терракоты из собрания вел. кн. Сергея Александровича" в "Р. Об.", 1894; "Какое портретное изображение Цицерона нужно считать наилучшим?". M., 1894; "Скульптура города Танагры", в "Артисте", 1895; "Римские катакомбы", в "Русском Об.", 1896; "Учебный атлас античного ваяния", М., 1896), его занимает мысль устроить при Моск. университете музей античного искусства для лучшего уяснения лекций по этому предмету. Из скромного университетского музея исключительно для искусства античного мира постепенно вырос план огромного музея по скульптуре и частью зодчеству почти всех культурных народов и времен до XVII стол. Сооружение музея началось в 1898 г. В настоящее время стоимость собранных коллекций и здания, окончание которого предвидится в близком будущем, доходит почти до 2 миллионов. С построением музея связаны следующие работы Ц.:"Комитет по устройству музея античного искусства в Москве" (М., 1893), "Художественный музей Моск. унив." ("Моск." и "Русск. Вед.", 1894), "Проект положения о комитете для устройства при Моск. унив. музея изящных искусств" (Москва, 1896), "Записка о музее изящных искусств" (М., 1898), "Экспедиция Н. С. Нечаева-Мальцева на Урал" (М., 1900). Наконец, Ц. принадлежит ряд биографий иностранных и русских филологов и археологов ("Историческая поминка о кардинале Анджело Маи", М., 1882; "Поминка о Фридрихе Готлибе Велькере", Од., 1888; "40 лет научно-литературн. деятельности Н. М. Благовещенского", СПб., 1888, ср. "Фил. Обозр.", 1902; "Памяти княгини З. А. Волконской", М., 1898; "Научно-литературная деятельность проф. И. В. Помяловского" в "Фил. Обозр.", 1898; "Научно-литературная деятельность проф. В. И. Модестова" в "Фил. Обозр.", 1899; "Поминки по Генрихе Брунне и Джованни Баттиста де Росси", М., 1900, о Росси ср. также "Русск. Обозр.", 1893). Биографические данные о Ц. и довольно полный список его трудов до 1902 г. приведены в 8-м томе "Истории владимирской духовной семинарии", Н. Малицкого (М., 1902).А. М—н.
Значение ЦВЕТАЕВ ИВАН ВЛАДИМИРОВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ЦВЕТАЕВ ИВАН ВЛАДИМИРОВИЧ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012