Значение ЦАРСТВ КНИГИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое ЦАРСТВ КНИГИ

четыре исторических книги Ветхого Завета. Известные ныне четыре книги Ц. в древнем еврейском кодексе священных книг составляли только две книги. Одна из них, в состав которой входили нынешние первая и вторая, называлась "Сефер Шемуел" — книга Ц. кн. Самуила, или просто "Шемуел", потому что здесь средоточием рассказа служит пророк Самуил, при посредстве которого совершилась перемена правления в народе Божием и который помазал на царство двух первых царей — Саула и Давида. Другая книга, состоявшая из наших третьей и четвертой книги Ц., называлась "Сефер Мелахим" — книга Царей, или "Мелахим" — Цари. Деление на четыре книги явилось прежде всего у александрийских переводчиков; впрочем, православная церковь в каноническом счислении книг удержала древнее еврейское деление на две книги. В греческой Библии LXX-ти все четыре книги носят общее название ?????????, т. е. книги Царств, потому что в первой и второй книгах изображаются события непосредственно-божественного (теократического) царства, какое свойственно было народу Божиему, и царства человеческого, какого возжелал Израиль по примеру языческих народов, а в третьей и четвертой изображается судьба царств иудейского и израильского. Авторами книг Ц. считаются пророки, которые преемственно записывали события своего времени. Так, напр., по свидетельству иудейского предания и первой книги Паралипоменон (см.), авторами 1 и 2 кн. Ц. были пророки Самуил (24 главы), Нафан и Гад, а третьей и четвертой — Ахия Силомлянин (3 Ц. XI, 29), Адда и Исаия (2 Пар. XXXII, 32 и др.). 3 и 4 кн. Ц. приведены в настоящий вид и состав писателем времен плена вавилонского, как полагают — Ездрою, который пользовался "Историей Соломона" (3 Ц. XI, 41), "Летописью царей иудейских" и "Летописью царей Израильских" (см; 3 Цар. XIV, 19, 29; XV, 7; XVI, 5, 14; 4 Цар. I, 18; VIII, 23; X, 34 и мн. др:). Летописей этих не надобно смешивать с государственными актами и официальными записями, которые велись придворными чиновниками в царстве иудейском (см. 3 Цар. IV, 3; 4 Цар. XVIII, 18, 37), но едва ли существовали в царстве израильском. Чиновники от правительства не могли так строго-критически и грозно-обличительно относиться к деятельности царей, как это делают составители "летописей", послуживших основанием 3 и 4 кн. Ц. Есть мнение, основанное на иудейском предании, по которому 3 и 4 кн. Ц. составлены пр. Иеремией, но этого мнения принять нельзя: третья и четвертая книги Ц. составлены во второй период Вавилонского пленения (см. 4 Цар. XXV, 27 и сл.) и в земле пленения, между тем как пророк Иеремия последние годы своей жизни провел не в Вавилоне, а в Египте. Книги Ц. обнимают около 600 лет жизни народа еврейского, от рождения пророка Самуила до освобождения Иехонии из темницы в 37-м году по переселении его в Вавилон (1170—567 до Р. Хр.). Книга первая, начиная историю еврейского народа от рождения Самуила, доводит ее до смерти царя Саула — 110 лет; вторая описывает царствование Давида — 40 лет: третья излагает историю от Соломона до Иосафата — 120 лет, четвертая — от смерти Ахава до плена вавилонского — около 335 лет. Общей целью написания всех книг Ц. можно предположить изображение политического состояния (благополучного или несчастного) еврейского народа в связи с религиозно-нравственной его жизнью или состояния веры при царях. В частности, авторы 1 и 2 книги Ц. подробным изложением событий из жизни Самуила и Давида хотели начертать возможно точный образ еврейского пророка — в лице Самуила, а царя — в лице Давида. Цель составителей 3 и 4 кн. Ц. заключается в том, чтобы представить картину постепенного упадка царств иудейского и израильского в связи с причинами этого явления — презрением к слову пророческому и в особенности идолопоклонством. См. епископ Михаил, "Исторические книги Ветхого Завета" (Тула, 1899); Д. Афанасьев, "Руководство по предмету Свящ. Писания. Книги исторические Св. Писания Ветхого Завета" (изд. 4, Ставрополь, 1896).

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.