Значение ХОЗЯЙСТВЕННОЕ БЛАГО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое ХОЗЯЙСТВЕННОЕ БЛАГО

Предметы внешнего мира, полезные человеку, или так назыв. блага, разделяются, с точки зрения экономической науки, на свободные и X. Мнения относительно признаков тех и других значительно расходятся. Многие экономисты называют X. те блага, на добычу или производство которых был затрачен труд. Однако такое определение вызывает против себя ряд возражений. Оно обыкновенно высказывается в догматической форме, как аксиома, не требующая доказательств; между тем, утверждение, что затрата труда при условии полезности созданного им продукта служит моментом, разграничивающим основные категории благ, отнюдь не может быть признано бесспорным. В основе его лежит наблюдение, что мы выше ценим предметы, на которые нами употреблено больше труда; но это не более как эмпирический закон, констатирующий связь между явлениями, но не дающий ей научного объяснения. Строить на нем теорию X. благ неправильно. Приведенный выше взгляд не может быть признан состоятельным и потому, что он не охватывает вполне явления, к которому относится. Существует категория благ, не созданных человеком и в то же время вызывающих к себе с его стороны такое же отношение, как и блага, потребовавшие для своего возникновения затраты трудовой энергии. К этой категории относится, напр., земля: человек бережет ее, распределяет пользование ею, стремится извлечь из нее возможно большие выгоды — словом, поступает по отношению к ней так же, как когда имеет дело с полезным предметом, составляющим продукт его усилий. Земля и другие подобные блага не могут быть отнесены в одну категорию, напр., с солнечным светом или воздухом, т. е. с свободными благами, по отношению к которым человек не предпринимает указанных выше действий. Очевидно, что различное отношение человека к благам разных категорий зависит не от того, затрачен ли был труд на их производство. Причина этого различия заключается в том, что одни блага имеются в количествах ограниченных, а другие количественно не ограничены. Блага первой категории поставлены в такие условия, что утрата какой-либо их доли лишает человека возможности удовлетворить ту или другую потребность с прежней полнотой; другие могут быть количественно сокращены без наступления указанных последствий. Одно и то же благо может находиться и в тех, и в других условиях. Напр., для человека, живущего на берегу реки, вода будет благом свободным, потому что ежечасно мимо него проносятся тысячи ведер ее и от этого нисколько не уменьшается возможность удовлетворения потребности его в воде. Напротив, несколько стаканов воды в руках каравана, проходящего по пустыне, при отсутствии надежды на скорое пополнение этого скудного запаса приобретают особое значение, потому что утрата каждой капли сокращает возможность удовлетворения потребности путников в питье. Отношение человека к воде в этих двух случаях весьма различно: водой, которую он может в любой момент получить из реки в количестве, во много раз превышающем его нужды, он не дорожит, не заботится об охранении ее от посягательства других лиц, о накоплении ее и распределении ее потребления. Совершенно иначе относится к воде путник, совершающий переход через безводную пустыню: он бережет ее, заботится о том, чтобы ее хватило на возможно больший срок, и т. д. Блага, вызывающие к себе подобное отношение со стороны человека, называются X. Единственный признак, отличающий их от свободных благ, заключается в их количественной ограниченности, понимаемой в изложенном выше смысле. Труд, затраченный на производство, является очень важным моментом для измерения ценности весьма значительной категории X. благ (см. Ценность), но не служит необходимым их признаком. X. блага бывают потребительные или производственные, в зависимости от того, предназначены ли они для производства или для потребления.Литература. С. Menger, "Grunds?tze der Volkswirthschaftslehre" (1872); E. Sax, "Das Wesen und die Aufgaben der National?konomie" (1884); F. Wieser, "Ueber den Ursprung und die Hauptgesetze des wirthsch. Werthes" (1884); его же, "Der nat?rliche Werth" (1889), H. Dietzel, "Theoretische Social?konomik" (1895).А. М.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.