(Fournier, 1818—1879) — французский писатель; швейцарец по происхождению. Потомок протестантов, бежавших из Франции от преследований Нантского эдикта, Ф. получил в Женеве весьма тщательное образование, но принужден был покинуть Женеву после политического заговора, затеянного Раморино в 1838 г. Переселившись в Париж, Ф. бросился в журналистику, сотрудничал в "Globe", "Figaro" Альфонса Kappa и "L'artiste", где помещен ряд его фельетонов по литературной критике. В 1847 г. Ф. вступил в состав редакции "Presse" и везде являлся талантливым защитником либеральных принципов, умело, но всегда вежливо, отражавшим нападения противников, а в 1848 г. довольно неожиданно перешел в редакцию бонапартистской "La Libert?", но, не поладив с требованиями, какие предъявлялись к официозной печати в 50-х годах, Ф. обратился исключительно к драматургии и в 1851 г. стал во главе театра "Porte Saint Martin", которым заведовал до 1868 г., когда, после неудачных попыток поддержать давно уже шатавшийся театр, был объявлен несостоятельным; после этого Ф. принужден был обратиться вновь к журналистике. Заведование администрацией театра сопровождалось интересным процессом, возбужденным в 1854 г. против Ф. обществом драматических писателей за то, что он злоупотреблял постановкой собственных пьес в руководимом им театре. В окончательной инстанции по этому делу состоялось принципиальное постановление, согласно которому содержателям и директорам театров и начальникам репертуаров вменено в обязанность даже и в крайности не ставить на сценах, ими руководимых, собственных произведений. Неуспех, постигший Ф. в театральной антрепризе, объясняется такой же неудачной изменой прежним убеждениям, какую он проявил и в журнальной своей деятельности. Пока с репертуара Porte Saint Martin не сходили имена Делавиня, В. Гюго, Ал. Дюма, а на сцене фигурировали такие таланты, как M-lle Жорж, Дорваль и др., Ф. процветал, но затем, когда он начал злоупотреблять собственными драмами и публику вздумал подкупать бесталанными, но красивыми фигурантками, его постиг полный провал. Из драматических произведений Ф. наибольшей известностью пользуются: "Les libertins de G?n?ve" (1848); "Le Pardon de Br?tagne" (1849); "Les nuits de la Seine" (1852); "Les chercheurs d'or du Sacramento"; "Paillasse"; "Manon Lescaut"; "La B?te du Bon Dieu" (1849—1854) — все эти пятиактные драмы шли на сценах театров Gait?, Gymnase и Porte Saint Martin; водевиль "La danse des ?cus" (1849) написан в сотрудничестве с Анри де Коком, а комедия "Madame de Tencin" была представлена на сцене Th??tre fran?ais. Кроме того, Ф. напечатаны: "Russie, Allemagne et France, r?lations sur la Politique russe d'apr?s les notes d'un vieux diplomate" (1844), роман "Madame de Tencin" (1848), стихотворение "La marche triomphale" и "Les aventures d'un Com?dien" (1875).
Значение ФУРНЬЕ, МАРК-ЖАН-ЛУИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ФУРНЬЕ, МАРК-ЖАН-ЛУИ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012