Значение слова ФЕЙЕРБАХ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

ФЕЙЕРБАХ

Фейербах (Людвиг Feuerbach) - замечательный немецкий философ (1804 -72), сын криминалиста Ансельма Ф. Изучал богословие в Гейдельберге угегельянца Дауба, от которого и воспринял идеи Гегеля; затем слушалсамого Гегеля в Берлине. С 1828 г. читал лекции в Эрлангене; с 1836 г.жил около Байрёйта, потом в Рехенберге. Умер в бедности. Яркость ибогатство идей, блеск и остроумие сочетаются в произведениях Фейербаха спарадоксальностью и большою неустойчивостью взглядов. Враждебныйсистематичности дух его философии, обусловленный пылкостью,страстностью, неуравновешенностью его натуры, напоминает произведениятаких мыслителей, как Паскаль, Руссо, Шопенгауэр и Ницше. Ф. это вполнесознавал, говоря: "Ты хочешь знать, что я такое? Погоди, пока яперестану быть тем, что я теперь". Философское развитие Ф. лучше всегоописано им самим: "Бог был моею первою мыслью, разум - второю, человек -третьей и последнею". От изучения теологии он перешел к увлечениюгегелевской метафизикой, а от ее - к сенсуализму в теории познания и кантропологической точке зрения в религии. Таким образом, он, по меткомузамечанию Ланге, пережил последовательно три фазиса философской мысли,которые Конт усматривал в истории всего человечества (теологический,метафизический и позитивный). Мы остановимся лишь на последнем фазисе вразвитии Ф. "Истина, действительность, чувственность между собоютождественны... Очевидно только чувственное... Только там, гденачинается чувственность, исчезает всякое сомнение и всякий спор".Поэтому чувства и суть органы познания, органы философии. Существованиекаких-либо всеобщих и необходимых законов или форм чувственности Ф.отвергает. Гегель в начале "Феноменологии духа" показывает, чточувственность сама по себе не дает никакого общего знания, что всечувственное текуче, единично, неповторяемо и, следовательно, несказанно- невыразимо словом; он разъясняет, что даже выражения "это - здесь" и"это - теперь" не характеризуют определенного бытия определенной вещи вопределенном времени и месте. Ф., наоборот, убежден, что чувственность -единый источник истинного знания. Это неизбежно приводить его котрицанию существования общих понятий и к признанию истинным единичного,конкретного. Повторяя, таким образом, ошибки сенсуалистов ХVIII в., Ф.не останавливается над подробным исследованием того, как чувственностьможет сама по себе быть источником знания; в тоже время Ф., вместе сГегелем, глубоко убежден в могуществе разума, в возможности всеобщего инеобходимого познания. В этом отношении он очень напоминает Ог. Конта, укоторого сенсуализм точно также уживается с математическим складом ума вдухе Декарта, стремящимся к установлению на твердых основах незыблемодостоверного познания. Другая характерная особенность теории познания Ф.заключается в его учении о туизме. Для него достоверность бытияопределяется не только его доступностью собственному чувству человека,но и его реальностью для другого. Я. познаю тебя, раньше пробуждениясобственного моего самосознания. Любовь к другим живым существам,солидарность с ними раскрывают передо мною истинное, реальное бытие:"любовь есть истинное онтологическое доказательство бытия предмета вненашей мысли - и не существует никакого иного доказательства бытия, кромелюбви и ощущения". Эта мысль, навеянная, очевидно, Шлейермахером,сближает Ф. с новейшими немецкими позитивистами: социальноедоказательство реальности внешнего мира у Риля ("Philos. Kritizismus",II, 57) и Авенариуса ("Der Menschliche Weittegriff", 1891) напоминаетвзгляды Ф. В духовном развитой Ф. интерес к этике и религиозной проблемебыл всегда преобладающим, и эта сторона его философии разработанагораздо полнее, чем вопросы теории познания. Этика Ф. В 20-х годах прошлого столетия среди немецкихфилософов-идеалистов господствовало мнение, что Кант неопровержимодоказал невозможность общеобязательной этики, построенной наэвдемонистической основе. В этом сходились столь различные мыслители,как Фихте, Гегель и Шопенгауэр. Наиболее видным из немногочисленныхзащитников эвдемонизма был Бенеке, выпустивший в свет в 1822 г."Grundlegung zar Physik der Sitten"; но эта книга, по-видимому, осталасьнеизвестной Ф. Между тем, Ф. сходится с Бенеке в стремлениипротивопоставить "физику" нравов "метафизике" и развивает эту мысль веще более радикальной форме, противопоставляя этику счастьягосподствующим нравственным учениям. Этика имеет своим объектомчеловеческую волю; но где нет побуждения, там нет и воли, а где нетпобуждения к счастью, там нет и вообще никакого побуждения."Нравственность без блаженства - это слово без смысла". На вопрос, какнаряду со стремлением в личному блаженству в нас возникает прямопротивоположное стремление к самоограничению, к служению на благодругих, Ф. дает следующий ответ: сущность нравственности заключается вблаженстве, но не в блаженстве одиночном, а в многостороннем,распространяющемся на других, ибо "я" неотделимо от "ты". Стремление ксчастью предполагает взаимную зависимость людей, заложенную в глубинечеловеческой природы: это явствует из половой противоположности, вкоторой "стремление к счастью можно удовлетворить не иначе, какудовлетворив вместе с тем, volens nolens, и стремление к счастью другоголица" (Иодль, "Ист. этики", стр. 226) - точка зрения, навеянная Руссо.Мысль о том, что личное стремление к счастью связано со стремлением ксчастью других лиц, должна рано сложиться в уме человека: "тумаки егобратьев и щипки его сестер научат его тому, что и чужое стремление ксчастью вполне законно". Противоположность между склонностью и долгомнесомненна и очень важна с нравственной точки зрения, но не абсолютна,как этого хотят "моральные сверхъестественники" (moralischeHyperphysiker); чувство долга естественно вырастает мало помалу на почвесклонностей. Из того, что исполнение долга в конечном счете ведет ксчастью, еще не следует, чтобы счастье непосредственно сопровождалоисполнение долга. Импульс к счастью и чувство долга - изменчивыефакторы: что теперь выполняется против воли, с усилием, с "надрывом", товпоследствии совершается непринужденно, легко, радостно. Дажетрагическая гибель индивидуума - самопожертвование - может быть связанос счастливым сознанием проистекающего из него блага для других. Религиозные идеи Ф. Самую замечательную сторону в философии Ф.представляет его учение о психогенезисе религиозных миросозерцаний. Этоучение навеяно отчасти "Речами о религии" Шлейермахера. Ф. задаетсяцелью показать, каким путем в человечестве и в человеке постепенноскладывается известное религиозное миросозерцание. Истинно и реальнолишь чувственное; сверхчувственного, как некоторой сущности, лежащей внеприроды и человеческого сознания, нет. Кантовские постулаты веры - Бог,свобода воли, бессмертие души - Ф. признает излишними. Онпротивопоставляет им формулу: "довольствуйся данным миром" и склоняетсяк атеизму и натурализму. В то же время он резко расходится с атеистамиХVIII в. в понимании психологического и исторического происхождениярелигии. В XVIII в. у представителей "просвещения" господствовал взгляд,что религия, в ее исторических формах, есть лишь плод невежества исуеверия с одной стороны, сознательной мистификации ради политическихцелей - с другой. Ф. противопоставляет этому грубому взгляду чрезвычайноостроумное описание психогенезиса религиозных чувств и представлений.Наклонность к религиозному творчеству коренится в природе человека,проистекая из присущего человеческому духу стремления к антропоморфизму.Не только дети и дикари, но и взрослые культурные люди обнаруживаютстремление проектировать свои черты во вне. Религия есть важнейший видтакого антропоморфизма. Лучшие стороны своего "я" - своих помыслов,чувств и желаний - люди издревле ипостасировали в божественныереальности. Импульсом к этому одухотворению и обоготворению собственныхидеалов в человечестве была всегдашняя резкая противоположность междутем, что есть, и тем, что должно быть. Религиозное творчество стремитсяустранить противоположность между желанием и достижением, которая всегдатак мучительно ощущалась человеком. Боги - дети желания, продуктыфантазии. Не Бог сотворил человека "по образу и подобию своему", анаоборот, человек сотворил богов. Человек в области религиозноготворчества в воображении удовлетворяет стремлению к счастью. Он познаетим же самим созданных богов, как сверхчеловеческие сущности; но этопротивоположение божеского и человеческого основано на иллюзии. Тем неменее историческое значение религии было огромное, так как она воплощалав себе лучшие идеи и чувства человечества, объединяя, в древнейшийпериод, все сферы знания, искусства и практической деятельности. Внастоящее время ее роль сыграна. Мы познали научным путем туметафизическую иллюзию, которая лежит в основе религиозного творчества;секрет религиозных явлений отгадан, идейная сторона религии утрачиваютсвой raison d'etre. Эмоциональная ее основа также теряет свое значение.Религиозная потребность проистекала из невозможности удовлетворитьжеланиям и идеалам; но по мере прогресса наук, искусств и социальныхформ жизни эти идеалы мало помалу осуществляются, и религия утрачиваетто положительное значение, какое она имела в прошлом. Подобно тому, кактеперь золотых дел мастер или поэт не нуждаются в покровительствеГефеста или Аполлона, так, можно надеяться, человечество научится вбудущем искусству быть счастливым и нравственным без содействия богов. -В религиозных воззрениях Ф. важна, по своему историческому значению, неметафизическая, а психологическая сторона. Атеистическая основа егорелигии человечества не представляла ничего нового, но нова иоригинальна психологическая попытка выяснить процесс естественногопроисхождения религиозных миросозерцаний, вовсе не связанная необходимос выводами в духе догматического атеизма, к которым приходит Ф. Глубокиеидеи Ф. в области психологии религии сообщили толчок плодотворнымисследованиям по истории религии в трудах Штраусса, Ренана, Гаве, кн. С.Н. Трубецкого и др. С другой стороны, за ними последовал целый рядэтнографических исследований по первобытной религии (Леббока, Тайлора,Спенсера, Группе etc.). Наконец, они дали толчок новейшимпсихологическим работам в этой области, в которых более подробноисследуются факторы религиозного творчества (Гюйо, Маршалль, А. Ланге).Очень напоминают идеи Ф. мысли Lesbazeille'я в его статье: "Les busespsychologiques de lа religion"; он только оттеняет роль коллективноговнушения в эволюции мифов. Учение Авенариуса об "интройэкции" (в егокниге "Человеческое понятие о мире") и о том виде "тимематологическойапперцепции", который он называет "антропоморфическим", также навеяны Ф.Есть много общего с Ф. в религиозных идеях Конта и Милля, но несомненно,что ни тот, ни другой не были знакомы с сочинениями Ф. Первымзначительным произведением Ф. была "История новой философии от Бавона доСпинозы" (1833). Эта книга написана в духе гегелевской философии. В нейуже зарождается вопрос, который всегда всего более интересовал Ф. -вопрос об отношении философии к религии. Вторую часть истории философиисоставило исследование лейбницевской философии (1837), третью часть -характеристика философии Пьера Вейля (1838). В первых двух исследованияхФ. придерживается пантеизма, высоко ценя философию Спинозы. Учениетрадиционной теологии о бессмертии здесь уже, однако, отвергается им,как и в раннем его анонимном произведении: "Мысли о смерти и бессмертии"(1830). Когда имя автора стало известно, Ф. навсегда потерял возможностьбыть профессором. Попытки его друзей доставить ему кафедру былибезуспешны. В сочинении о Бейде Ф. впервые с особенной силойподчеркивает непримиримую противоположность между философией и религией.Он указывает на слепое подчинение авторитету и догм и на веру в чудо -как на основание богословия, на свободу разумного исследователя иизучение закономерности явлений - как на основание науки и философии.Здесь Ф. уже открыто склоняется к атеизму и намечает проблемупсихогенезиса религиозных догматов, как своеобразных метафизическихиллюзий человеческого ума. Эта проблема разрабатывается Ф. детально вдвух последующих сочинениях: "Философия и христианство" и "Сущностьхристианства" (есть заграничный русский перевод). В позднейшихсочинениях: "Предварительные положения к философской реформе", "Основыфилософии будущего", "Сущность религии" и "Чтения о сущности религии" -Ф. в еще более резкой форме развивает свой сенсуализм, натурализм иантропологизм. Он уже склоняется к материализму ("der Mensch ist, waserisst" и в этом отношении является одним из первых представителейнеоматериализма, вышедшего из "крайней левой" гегелианизма. Философскиеи религиозные идеи Ф. оказали глубокое влияние на Маркса, Энгельса идругих духовных вождей немецкой социал-демократии. Сочинения Ф. : "De ratione una, universali, infinita" (Эрл., 1828,pro venia legendi); "Gedanken neber Tod und Unsterblichkeit" (1830);"Gesch. d. N. philos. von Bacon bis B. Spinosa" (1833); "Darstellung,Entwickelung and Kritik d. Leibnitzschen Philosophie" (1837); "P.Bayle"(1838); "Ueber Philosophie und Christenthum in Beziehung auf dender hegelschen Philosophie gemachten Vorwurf der Unebristlichkeit"(1839); "Das Wesen des Christenthums" (1841); "Vorlaufige Thesen zurReform der Philosophie" (1842); "Grundsatze der Philosophie der Zukunft"(1843); "Das Wesen der Religion" (1845) и др. Полное собрание сочиненийв 10 тт. вышло в 1846 - 66 гг. Сочинения о Ф. Дюринге, на которого Ф.оказал огромное влияние, считает Ф. величайшим философом XIX в., нарядус Контом. Признавая преувеличением такую оценку исторической роли Ф.,нельзя не отметить тенденциозное умаление значения такой яркой исвоеобразной индивидуальности, как Ф., немецкими профессорами философии.Лишенный возможности при жизни излагать свое учение с университетскойкафедры, Ф. и после смерти подвергается систематическому замалчиванию состороны представителей официальной науки. Литература о Ф. очень бедна.Наиболее ранняя монография, посвященная философии Ф.: "Darstellung undKritik der Philosophie L. Feuerbach's" (1847) принадлежит Шаллеру. В1874 г. появилась книга Грюна: "L. F. in seinem Briefwechsel andNachlass sowie in seiner philos. Charakterentwicklung", заключающая всебе ценный сырой материал. В 1888 г. вышло сочинение Энгельса: "L. F.und der Ausgang der klassisch deutschen Philosophie". Интересна статьяWintzer'a в "Archiv fur Syst. Philos. " 1892 г. по этике Ф. (стр. 187).Более обстоятельные в философском отношении монографии - Штарке, "L. F." (1885) и Bolin, "Ueber L. F. 's Briefwechsel und Nachlass" (1891).Курьезно то, что Штарке - датчанин, а Болин - финн. В интересной статьеН. Н. Страхова ("Борьба с Западом в рус. литературе", 1883, т. 2)разбирается теория познания Ф. Этические воззрения Ф. превосходноизложены Иодлем в "История этики" (т. II, 219 - 236, пер. под ред. В. С.Соловьева). Ценные замечания о Ф. имеются в "Истории материализма" Лангеи в "Истории новейшей философии" Гёфдинга. И. Лапшин.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.