Значение слова УЛАНД в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

УЛАНД

(Иоанн-Лудвиг Uhlaud) — знаменитый немецкий поэт, историк литературы и вюртембергский политический деятель (1787—1862), внук известного в XVIII в. историка Вюртемберга и богослова, профессора в Тюбингене, Лудвига-Иосифа У. (1722—1803) и сын секретаря тюбингенского Университета Иоанна-Фридриха У. (1756—1831). По желанию отца и против своей воли У. поступил в Тюбингенский университет на юридический факультет; получил звание доктора за диссертацию "De iuris Romani servitutum natura dividua vel individua", имевшую некоторое научное значение, и сделался адвокатом. С гораздо большим усердием, чем юриспруденцией, У. занимался изучением современной французской и английской и еще более средневековой литературы. "Des Knaben Wunderhorn" (см. Арним), появившийся в 1806—8 г., произвел на него неизгладимое впечатление и возбудил в нем интерес к немецкой народной поэзии. С 1806 г. стали появляться в печати, преимущественно в разных альманахах, его стихотворения. В 1806 г. он совершил поездку в Швейцарию, поразившую его величием своей природы и вместе с тем обратившую его внимание на свободные политические учреждения. В 1810 г. он поехал в Париж для изучения французского права, но употреблял большую часть времени на изучение французской средневековой литературы в парижской библиотеке. Он собирался остаться здесь надолго, но вюртембергская полиция отказалась, без объяснения причин, продлить срок действия паспорта, и У. в январе 1811 г. пришлось вернуться на родину; эта полицейская придирка произвела на него сильное впечатление. В 1812 г. У. опубликовал работу: "Ueber das altfranz?sische Epos". В конце того же года У. был назначен секретарем министерства юстиции и переселился в Штуттгарт, где жил до 1829 г.; но госуд. службу он оставил в 1817 г., считая невозможным продолжать ее, пока не восстановлена конституция. В 1815 г. он выпустил первый сборник своих стихотворений, который не сразу и лишь благодаря покровительству сильных людей нашел издателя. Стихотворения У. написаны в романтическом духе. В них действовали короли, барды, пастухи, пастушки, воспевалась природа и любовь, перелагались в современные стихи средневековые сказания; их проникала неопределенная грусть о скоротечности земных радостей — грусть, в которой нет ни отчаянии, ни пессимизма. В одном характерном стихотворении он грустит о "бедном увядшем луге", на котором нет более ни цветочка, и вместе о былом, которое "не расцветет никогда на холме гробовом" (пер. Ф. Миллера). Самое сильное из стихотворений сборника — его знаменитое "Проклятие певца", одно из весьма немногих стихотворений этого периода с некоторою (слабою) политическою тенденциею; в нем проводилась мысль, что свободная поэзия не может расцветать под игом деспотизма; идея облечена в образы средневековых короля и певца. Сила выражения в этом стихотворении — чисто гейневская (русские переводы — Вейнберга и кн. Цертелева). Сборник стихотворений У. не сразу вызвал внимание широкой публики; только в 1820 г. дождался он второго издания, в 1826 г. — третьего, но после 1833 г. издания стали выходить ежегодно, иногда по нескольку в год: в 1845 г. стихотворения его дожили до 18-го издания, в 1875 г. — до 60-го, не считая нескольких роскошных изданий с иллюстрациями. В России стихотворения У. сразу обратили на себя внимание Жуковского, которому все настроение романтика-поэта было чрезвычайно родственно; с 1816 до 1833 г. Жуковский переводил из У., но исключительно из первого издания, совершенно не интересуясь позднейшими произведениями У. За "Проклятие певца", однако, Жуковский никогда не брался; осталась непереведенной и другая знаменитая баллада У.: "Die verlorene Kirche". Из позднейших произведений У. Жуковский перевел только драматическую повесть — сантиментально-романтический "Норманский обычай". После выхода первого сборника У. в характере его поэзии происходит значительное изменение. В стихотворении "Die neue Muse", написанном в 1816 г., он заявляет, что в то время, когда он против своих сердечных влечений занимался изучением права, его муза слагала песни в честь бога любви; но "новое время, — новая муза", и теперь он слагает свою песнь в честь богини Фемиды, которая со своим мечом призывает народы к жалобам, а королей к отчету ("Du mit Schwert und Wage, Themis, thronst in deiner Kraft, und die V?lker rufst zur Klage, K?nige zur Rechenschaft"). К тому же и ближайшему за тем времени относится ряд стихотворений с общим названием "патриотических" (Vaterl?ndische Gedichte). В одном из них, озаглавленном: "18 октября 1816 г." (день годовщины лейпцигской битвы), У. обращается к народам с печальным упреком: "Вы уничтожили орду врага, но сами стали ль вы свободней?"; в других он жалуется на потерю Вюртембергом "доброго старого права". В одновременно появившемся прозаическом памфлете ("Reine Adelskammer", 1817) он протестует против отмены старой конституции в Вюртемберге и вместе с тем против проекта новой, аристократической конституции, предложенного королем Вильгельмом I; по мнению У., "не следует ставить наравне рождение и заслуги; мы не выносим дворянских предрассудков". К этому же периоду относятся две драмы У.: "Ernst, Herzog von Schwaben", и "Ludwig der Baier" (1817 и 1818 гг.), в которых он разрабатывает тему немецкой верности; драматического действия в них мало, и видного места в произведениях У. они не занимают. В 1819—25 гг. У. был депутатом в вюртембергском ландтаге, где он явился одним из видных деятелей либерально-демократической оппозиции. Симпатия к средневековью и романтизм нисколько не мешали ему понимать вопросы современности. В 1826 г. он отказался вновь выставить свою кандидатуру. В 1822 г. вышло его исследование о средневековом германском поэте Вальтере ф. д. Фогельвейде. С 1829 по 1833 г. У. был профессором литературы в Тюбингенском университете. Его лекции, в переработанном виде, вышли в свет после его смерти, под заглавием: "Schriften zur Geschichte der Dichtung und Sage" (Штуттгарт, 1865—73). В 1832 г. он был вторично избран в вюртембергский ландтаг и переизбран в 1833 г.. Правительство отказало ему, как профессору, в отпуске, мотивируя свой отказ его незаместимостью, и поставило его, таким образом, в необходимость выбирать между политической деятельностью и профессурой. У. поспешил подать прошение об отставке, которая была принята и даже "очень охотно" королем Вильгельмом I, питавшим непримиримую ненависть к У. Следующие годы были временем усиленной политической деятельности У. Из речей, им произнесенных, особенно замечательна речь в защиту свободы печати (1833 г.). В ней он, между прочим определяет "немецкий либерализм", как совмещающий свободомыслие с уважением к чести отечества, и выражает горячую симпатию к "героической борьбе поляков за свободу". Поэтическая деятельность У. почти прекратилась: после 1834 г. он написал лишь весьма немного стихотворений, из которых ни одно не было сочтено им достойным включения в сборник. Научная его деятельность продолжалась, и особенно интенсивно после 1839 г., когда он вновь отказался от переизбрания в ландтаг. В 1836 г. он выпустил в свет книгу "Ueber den Mythus von Thor", имеющую большую цену для разработки германских религиозных представлений; он здесь держится представлений о мифах как олицетворении сил природы. В 1844—45 г. вышел составленный им сборник: "Alte hoch- und niederdeutsche Volkslieder". Революция 1848 г. вновь вызвала У. на общественную арену. 2 марта 1848 г. он произнес речь в многочисленном народном собрании в Тюбингене и составил принятый собранием адрес ландтагу, в котором требовались стоявшие тогда на очереди реформы. Он был выбран во франкфуртский парламент, где явился одним из видных членов левой, определенным сторонником великогерманской партии и демократом; он противился исключению Австрии из Германии и наследственности императорской власти. Речь его, посвященная последнему вопросу и произнесенная во франкфуртском парламенте 22 января 1849 г., заканчивалась словами: "Отбросьте наследственность, не создавайте господствующего государства, не отталкивайте Австрию, сохраните всеобщее избирательное право, это драгоценное право народа, этот последний знак народного происхождения новой власти; поверьте, в Германии не будет светить ни одна голова, которая не будет помазана демократическим маслом". У. принимал участие в работах парламента и после переселения последнего в Штутгарт. После поражения революции он не принимал никакого прямого участия в общественной деятельности, хотя южно-германская народная партия считала его своим духовным вождем. Поэтическая его деятельность тоже прекратилась, и У. доживал последние годы своей жизни, пользуясь всеобщим уважением в самых разнообразных кругах, занимаясь научными работами, которые публиковал отчасти в издававшем им с 1856 г. вместе с Францем Пфейффером журнале "Germania. Vilterljahrsschrift f?r deutsche Altertumskunde". Только однажды, в 1853 г., вновь У. обратил на себя всеобщее внимание. Ему был предложен прусский орден pour le m?rite, о чем его известил председатель капитула этого ордена, А. Гумбольдт. У. отказался от ордена и в своем письме к Гумбольдту объяснял это так: "Я бы стал в неразрешимое противоречие с моими литературными и политическими убеждениями, если бы принял предлагаемый мне почетный знак; это противоречие было бы тем резче, что после крушения национальных надежд, на обломках которых и я плавал, те люди, с которыми я действовал вместе, обречены на потерю родины, свободы и гражданской чести, а некоторые даже приговорены к смертной казни". А. Гумбольдт в ответном письме У. упрашивал его не делать скандала и не отказываться от ордена, который ведь и не обязательно носить; не отказывались же от него такие радикальные деятели, как Араго и Манцони; но У. был непоколебим. Смерть У. вызвала всеобщее горе в различных партиях Германии. Полного собрания сочинений У. до сих пор нет; научные его сочинения переиздаются только частью. Наиболее приближаются к требованию полноты "Gesammelte Schriften", изданные Г. Фишером (Штутгарт, 1892). Хорошее общедоступное издание — "L. Uhlands Werke" — редактировано Людвигом Френкелем (Лпц., 1893); кроме стихотворений сюда вошли политические речи и брошюры У., но научных сочинений почти нет (неудобство издания — нехронологическое размещение стихотворений и неполнота хронологических помет в примечаниях). В предисловии — хорошая биография. Полнее и вообще лучше, но дороже издание Рейгера в 4 т. (Лпц., 1896). Наиболее ценные материалы У, собрала его вдова Эмилия У., урожденная Фишер (E. Vischer, † 1881), на которой он женился в 1820 г.: "Uhlands Leben, aus dessen Nachlass und eigner Erinnerung zusammengestellt von seiner Wittwe" (Штутг., 1874). Другие биографии: К. Mayer'a (Штутг., 2 изд., 1867); О. Jahn (Бонн, 1863); Fr. Pfeiffer (Вена, 1862); Dedench (Гота, 1886); H. Fischer (Штутг., 1887). См. еще Hassenstein, "L. Uhland seine Darstellung der Volksdichtung und das Volkst?mliche in seinen Gedichten" (Лпц., 1887); Weismann, "L. U. 's dramatische Dichtungen erl?utert" (Франкф., 1863); D?ntzer, "U. 's. Balladen u. Romanzen" (2 изд., Лпц., 1890); Keller, "U. als Dramatiker" (Штутг., 1877). На русский язык У. переводили, кроме Жуковского, М. Михайлов, Жадовская, Ф. Миллер, Фет, Вейнберг, кн. Цертелев и др.; тем не менее, переведено очень немногое и далеко не все лучшее. Выбор стихотворений У. см. у Гербеля, в "Немецких поэтах" (СПб., 1877). Статуя У. воздвигнута в 1873 г. в Тюбингене.В. В — в.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.