(монгольск.) — небо, небесный дух. Монгольские племена, придерживающиеся шаманства, поклоняются небу (тэнгри), являющемуся высшим представителем всех сил природы. Слово Т., вначале обозначавшее только небо, с течением времени стало употребляться в смысле небесного духа. Наблюдаемое разнообразие небесных явлений привело шаманистов к убеждению в существовании многих небес (некоторыми их насчитывается до 99); вообще, небеса делятся, по их понятиям, на восточные и западные; соответственно этому делятся и небесные духи — тэнгрии, — происходящие от верховного вечного неба. Это — гении, боги, представляющие разные страсти, способности и вообще силы нашей духовной природы; они вечны, как вечно само небо, они — орудия его воли; силы, нужные для проявления его высших целей. Посредниками между ними и людьми являются духи небесного происхождения, спускающиеся и на землю: "хаты" — у бурят, "сабдыки" — у монголов, "седяи" — у самоедов, "ээзи" — у алтайцев. У шаманистов каждая отдельная местность, каждое племя, каждый род имеют своих духов-покровителей; в каждой местности существуют свои легенды о их происхождении. По понятиям бурят, хаты восточные и западные, как представители двух противоположных начал, злого и доброго, испокон веков находятся в постоянной вражде между собой, причем победа обыкновенно остается за представителями западных небес. Самым лучшим руководством для ознакомления с шаманской мифологией, по словам бурят, является героическая поэма о "сыне неба" — Гэссэр-хане, подробно комментированная Г. Н. Потаниным.А. Л—ов.
Значение слова ТЭНГРИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ТЭНГРИ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012