Значение слова ТРОМБОН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

ТРОМБОН

Тромбон (trombone, увеличительное от tromba - труба; Posaune - нем.)- металлический инструмент, имеющий вид большой, согнутой оваломметаллической трубы. В верхней ее части помещается мундштук, т. е.чашечка в виде полушария, через которую исполнитель вдувает воздух.Нижний загиб Т. отрезан и может свободно двигаться вверх и вниз поглавной трубке. Подвижная часть Т. называется кулисой. От выдвиганиякулисы звук понижается, а от вдвигания - повышается. Т. бывают различныхвеличин и, следовательно, различных звуков объемов: альтовый Т. в es,теноровый - в b, басовый в - f или es. Написанные для Т. партии звучаткак пишутся. объем альтового Т. (trombone alto) от ля в большой октаведо ми бемоль во второй октаве. Этот Т. более других способен к быстромуисполнению. Теноровый Т. (trombone tenore) имеет объем от ми в большойоктаве до си бемоль в первой октаве. Этот Т. наиболее употребительный изтрех Т., как звучный и сильный. Благодаря своему объему, он частозаменяет в оркестре басовой или альтовый Т. тембр на всем протяженииинструмента хорош, в forte звук блестящ, в piano - благороден. Партииэтого Т. не следует придавать большой подвижности. Басовый Т. в f (иликварт басовый) и в es (или квинт басовый) имеют объем первый от contrasi до fa в первой октаве, второй - от contra ля до ми бемоль в первойоктаве. Инструмент мало подвижный, тяжелый (вследствие большихразмеров), утомительный, хотя его звук могучий, но Нередко басовый Т.заменяется в оркестре теноровым. Партия альтового Т. пишется в альтовомключе, а высокие ноты в скрипичном, тенорового - в теноровом, басового -в басовом. Нередко, однако, все партии трех Т. пишутся на одной нотнойсистеме в ключе fa. Применяя все три Т. вместе, следует стараться, чтобыони двигались одновременно и составляли гармонические, консонирующиесочетания. В сжатом расположении Т. дают сильную звучность, в широкомзвучат мягче. Соло для Т. в оркестре применяется редко. К этой целиболее подходит теноровый Т. В новейшее время стали применятьконтрабасовый Т., объем которого от contra ми до ре первой октавы. Т. стремя вентилями не имеют кулисы, так как с помощью вентилей добываетсяхроматическая гамма. Благодаря вентилям, техническая сторона игры на Т.стала легче, но тембр потерял в чистоте и благородстве звука. ТеноровыйТ. с четырьмя вентилями имеет объем от contra си бемоль до си бемоль впервой октаве. Каждому Т. присваивается название по первой низкой нотеего натуральной гаммы, но в выше приведенных объемах Т. эти ноты неупомянуты, как очень трудные для исполнения. Эти низкие ноты называютсяпедалевыми звуками; каждый из них, вследствие выдвигания кулисы, даетеще три хроматических педалевых звука ниже. Н. С.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.